Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кошелевой И.Л, судей Ехаловой Ю.А, Переверзиной Е.Б, при секретаре-помощнике судьи Асеевой П.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-140/2020 по административному исковому заявлению ООО "Управление механизации 250" к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 14 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, судебная коллегия
установила:
ООО "Управление механизации 250" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приобрел с открытых торгов в собственность земельный участок с кадастровым номером N площадью 67 177 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, а также 10 расположенных на данном земельном участке нежилых зданий. Согласно договору купли - продажи от 28 апреля 2016 года общая стоимость указанных объектов недвижимости составила 1 700 000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию ДД.ММ.ГГГГ в размере 81 642 233, 41 рубля, что не соответствует его рыночной стоимости в размере 1 500 000 рублей, установленной отчетом ООО " "данные изъяты"" N. Направленное в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявление осталось без ответа. Считает, что завышение кадастровой стоимости объекта недвижимости ведет к нарушению его прав на установление действительной налоговой обязанности и необоснованному увеличению земельного налога.
Решением Ленинградского областного суда от 14 сентября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 9 720 000 рублей, по состоянию на 15 июля 2020 года. Указана дата подачи заявления - 17 января 2020 года. С ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу административного истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции в части взыскания судебных расходов отменить и вынести новое решение, отказав административному истцу во взыскании с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" судебных расходов, понесенных по оплате государственной пошлины, в размере 2 000 рублей. Податель жалобы с решением суда первой инстанции в части взыскания судебных расходов в размере 2 000 рублей не согласен в связи с неверным применением норм материального права. Указывает, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не наделено правом на утверждение результатов определения кадастровой стоимости. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области", а кадастровая стоимость земельного участка определена Учреждением путем умножения УПКС, содержащегося в Постановлении N 356 на площадь объекта недвижимости.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Ленинградской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представитель административного истца Самаркин И.М, а также представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно статье 245 КАС РФ, части 1 статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в части 4 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Управление механизации 250" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для осуществления производственной деятельности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 ноября 2019 года N.
Согласно акту об утверждении кадастровой стоимости от 15 июля 2010 года N кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила 81 642 223, 41 рублей, как указано в выписке из ЕГРН N.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.
В соответствии с положениями статьи 70 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Административным истцом представлен отчет ООО " "данные изъяты"" N, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 1 500 000 рублей.
В соответствии с пунктами 20, 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчёт о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Определением Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года была назначена судебная оценочная экспертиза с целью установления действительной рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Согласно заключению судебной экспертизы ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 15 июля 2020 года составила 9 720 000 рублей.
Суд первой инстанции установилкадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 9 720 000 рублей, основывая свое решение на заключении N от 12 августа 2020 года, как допустимом письменном доказательстве.
В указанной части решение суда первой инстанции не оспаривается.
Административным истцом требования по спору, вытекающему из административных и иных публичных отношений, предъявлено, в том числе к ответчику ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Участие последнего в деле в качестве административного ответчика соответствует частям 4, 5 статьи 38 КАС РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не является органом, утвердившим государственную кадастровую стоимость объекта недвижимости административного истца по делу, подлежат отклонению, поскольку ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области в силу своих полномочий, возложенных на него в том числе, приказом Росреестра от 12 мая 2015 года N п/210, определило кадастровую стоимость объекта недвижимости согласно акту N от 15 июля 2010 года.
Поскольку при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости и изменении их качественных и (или) количественных характеристик кадастровую стоимость таких объектов недвижимости по правилам, установленным статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", судом первой инстанции обоснованно взысканы судебные расходы с данного учреждения.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда об удовлетворении требований административного истца является законным и обоснованным.
На наличие процессуальных нарушений, которые привели к вынесению неправильного решения и согласно части 4 статьи 110 КАС РФ могут повлечь отмену решения суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе не указано, а судом не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.