Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Комиссаренко Л.В. на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 11 декабря 2020 года N 259, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2020 года и решение судьи суда Еврейской автономной области от 12 мая 2020 года в отношении Комиссаренко Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 11 декабря 2020 года N 259, оставленным без изменения решением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2020 года и решением судьи суда Еврейской автономной области от 12 мая 2020 года, должностное лицо - директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей N 23 с этнокультурным (еврейским) компонентом" (далее - МБОУ Лицей N 23) Комиссаренко Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Комиссаренко Л.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 3 августа 2018 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, составляет нарушение требований соответствующих санитарных правил.
В силу части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение санитарно-гигиенических мероприятий, соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статья 28 Федерального закона N 52-ФЗ).
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года N 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08).
В соответствии с пунктом 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: не менее 2, 5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3, 5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели, в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.
В соответствии с пунктом 8.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 в общеобразовательных организациях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости (пункт 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Согласно пункту 12.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.). Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки. Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению. Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО от 22 ноября 2019 года N 87 проведено эпидемиологическое расследование причин, условий возникновения 5 случаев острой кишечной инфекции среди учащихся МБОУ Лицей N 23 с выявлением причинно-следственных связей, выполнения требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, иных нормативных правовых актов, в рамках которого установлено, что в 27 ноября 2019 года МБОУ "Лицей N 23" нарушены санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения детей: не соблюдается площадь (менее 2, 5 м?) на 1 обучающегося в учебных кабинетах N 21, 22, 23, 24, 26, и 27; не качественно производится ежедневная влажная уборка помещений общеобразовательного учреждения. Так, по результатам лабораторных исследований в двух смывах в кабинете N 21 (кран кулера, дверца шкафа для одежды) обнаружены PHK Norovirus 2 генотипа; не организован питьевой режим обучающихся, за исключением начальной школы.
Пунктом 3.2. Устава МБОУ Лицей N 23 (далее - Устав) закреплено, что к компетенции учреждения относится, в том числе, создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение, или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 3.3 Устава).
Указанные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом в отношении директора МБОУ Лицей N 23 Комиссаренко Л.В. протокола об административном правонарушении и привлечения ее к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина Комиссаренко Л.В. подтверждены следующими доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, предписанием, экспертными заключениями, протоколами лабораторных исследований, донесением о групповой заболеваемости, сообщением "Инфекционная больница", экстренными извещениями и другими материалами дела.
Доказательства, представленные в материалы дела, достаточны для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Положения статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы заявителя, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Литьяновой Я.В, производившей отбор проб в ходе проверки, известны обстоятельства настоящего дела, в связи с чем судом принято обоснованное решение о допросе указанного лица в качестве свидетеля по делу.
Принятое судом процессуальное решение положениям Кодекса не противоречит.
Недостаточное финансирование, на которые в жалобе ссылается директор МБОУ "Лицей N 23", не может быть признано обстоятельством, позволяющим не соблюдать в образовательном учреждении санитарные нормы и правила, пренебрегать безопасными условиями обучения, воспитания обучающихся, ставить под угрозу жизнь и здоровье их и работников образовательной организации.
Принятие виновным лицом комплекса исчерпывающих мер, направленных на исполнение обязанностей, недопущения нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, по делу не установлено.
Субъект административной ответственности, являющийся в соответствии с нормами подлежащего применению законодательства ответственным должностным лицом за безопасные условия пребывания в муниципальном образовательном учреждении, установлен верно.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Директор Комиссаренко Л.В. к таким лицам относится. В соответствии с Уставом обеспечение соблюдение законодательства в деятельности учреждения относится к ее компетенции, как руководителя учреждения.
Составленный протокол и приложенные к нему документы содержат исчерпывающую информацию и достаточны для целей рассмотрения дела с соблюдением установленных статьей 24.1 КоАП РФ требований.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, содержит предусмотренные статьей 29.10 КоАП сведения, включая событие административного правонарушения, его время и место (27 ноября 2019 года, Еврейская автономная область, город Биробиджан, улица Пионерская, дом 28), нормы, в соответствии с которыми разрешено дело и мотивированное решение по нему.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.7 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.4, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу административным органом и судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления должностного лица и обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 11 декабря 2020 года N 259, решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2020 года и решение судьи суда Еврейской автономной области от 12 мая 2020 года в отношении Комиссаренко Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Комиссаренко Л.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.