Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Васильевой "данные изъяты" на решение Ногликского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Васильевой М.С. к Собранию муниципального образования "Городской округ Ногликский" об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав объяснения представителя административного ответчика Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" Бирюкова Д.В, представителя заинтересованного лица Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области Васильева К.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов, представителя заинтересованного лица Сахалинского регионального отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Ашихмина П.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васильева М.С. обратилась в Ногликский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к Собранию муниципального образования "Городской округ Ногликский", в котором с учетом последующих уточнений заявленных требований просила признать незаконным и отменить решение Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N "О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" седьмого созыва Васильевой М.С.", а также восстановить ее в полномочиях депутата.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в 2019 году она была избрана депутатом Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский", ее полномочия подтверждены решением Ногликской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации депутатов Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" седьмого созыва".
Решением Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N ее полномочия, как депутата, прекращены ввиду неисполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в качестве кандидата в депутаты.
С данным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку федеральное законодательство не содержит требований для кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления о представлении высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Для регистрации в качестве кандидата на выборах ею был представлен полный пакет документов, перечень которых установлен Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Сахалинской области "О муниципальных выборах в Сахалинской области". Решения о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты и избрании на должность депутата не отменены и не оспорены. Полагает, что избирательное законодательство предусматривает специальный порядок предоставления кандидатами в избирательную комиссию всех необходимых сведений, учитывающий требования законодательства о противодействии коррупции, и порядок их проверки, что исключает необходимость повторного предоставления аналогичных сведений высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Принятие оспариваемого решения на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является неправомерным, так как данная норма не предусматривает досрочное прекращение полномочий депутата за нарушения, допущенные кандидатом в период избирательной компании. Тем самым она лишена статуса депутата при отсутствии к тому законных оснований и с нарушением порядка принятия такого решения.
Решением Ногликского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Васильевой М.С. отказано.
Признавая оспариваемое решение Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" законным, суды исходили из того, что в нарушение требований части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 1 Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года N 106-ЗО "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений" (в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года N 84-ЗО) Васильева М.С, претендуя на замещение выборной муниципальной должности, сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи Губернатору Сахалинской области не предоставила, что является основанием для досрочного прекращения ее полномочий депутата представительного органа муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ Васильевой М.С. через Ногликский районный суд Сахалинской области подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с неправильным применением и толкованием судами норм материального права и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что для кандидатов на выборные муниципальные должности Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрен особый порядок представления сведений о доходах кандидата, что в свою очередь подпадает под исключение, предусмотренное частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Также указывает на нарушение судами норм процессуального права в связи с непривлечением к участию в деле прокурора Ногликского района Сахалинской области, который вносил в Собрание муниципального образования "Городской округ Ногликский" протест относительно прекращения ее полномочий.
Административный истец Васильева М.С. о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явилась, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущено неправильное применение норм материального права, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Ногликской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Васильева М.С, выдвинутая избирательным объединением "Сахалинское региональное отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", была зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" седьмого созыва по двухмандатному избирательному округу N.
По решению Ногликской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Васильева М.С. зарегистрирована депутатом Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" седьмого созыва.
ДД.ММ.ГГГГ управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области в Собрание муниципального образования "Городской округ Ногликский" направлена информация о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО1 в связи с установлением факта непредставления ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в качестве кандидата в депутаты с предложением принятия соответствующего решения.
Решением Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N досрочно прекращены полномочия депутата Васильевой М.С. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", выразившимся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в качестве кандидата в депутаты Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский".
Разрешая настоящее дело, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статьи 2, частей 7.1 и 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статей 1 - 3 Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года N 106-ЗО "О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений", пришли к выводу, что непредставление кандидатом на замещение выборной муниципальной должности сведений о своих доходах и доходах членов своей семьи Губернатору Сахалинской области в течение трех рабочих дней со дня подачи документов для участия в выборах является нарушением антикоррупционного законодательства и основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Данные выводы судов нельзя признать правильными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления отнесены к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В Сахалинской области порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также проверки достоверности и полноты указанных сведений определен Законом Сахалинской области от 27 ноября 2017 года N 106-ЗО, согласно статье 1 которого (в редакции Закона Сахалинской области от 13 декабря 2018 года N 84-ЗО, действовавшей на момент регистрации Васильевой М.С. кандидатом в депутаты Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский") сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) представляют граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, если иное не установлено федеральным законом (пункт 1 части 1); сведения представляют граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, не позднее трех рабочих дней со дня подачи документов для участия в выборах, конкурсе (пункт 1 части 3).
Между тем данные положения не могут быть распространены на граждан, являющихся кандидатами на выборные муниципальные должности, выдвинутых в установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом порядке в качестве претендентов на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления либо зарегистрированных соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов, поскольку для указанных лиц предусмотрен иной порядок представления сведений о доходах, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах.
Так, перечень документов и сведений, которые должны быть представлены кандидатом в депутаты одновременно с заявлением, установлен пунктами 2.2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и включает в себя, в том числе: сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Аналогичные положения содержаться в пункте 8 статьи 27 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года N 35-ЗО "О муниципальных выборах в Сахалинской области".
Таким образом, установленный положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение выборной муниципальной должности, сведений о доходах, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах подпадает под исключение, предусмотренное частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", являясь особой процедурой представления таких сведений кандидатами в избирательную комиссию, которая, в свою очередь, вправе дать поручение контрольно-ревизионной службе осуществить проверку достоверности представленных сведений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Васильева М.С. была выдвинута на выборную муниципальную должность в установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке и зарегистрирована соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты, на нее возлагалась обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах в избирательную комиссию в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Кроме того, решение Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N о досрочном прекращении полномочий депутата Васильевой М.С. принято на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", однако положения указанной нормы регулируют порядок принятия мер за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностном лицом местного самоуправления. По смыслу данной нормы она не может быть применена к действиям, совершенным депутатом до его избрания в период избирательной компании и регистрации в качестве кандидата в депутаты, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Таким образом, оспариваемое решение Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N о досрочном прекращении полномочий депутата Васильевой М.С. не соответствует требованиям закона, а также нарушает права административного истца, что в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для принятия решения об удовлетворении административных исковых требований.
Допущенное судами неправильное применение норм материального права привело к принятию незаконных судебных актов, поэтому в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятые по делу решение Ногликского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене.
Учитывая, что обстоятельства по делу установлены и исследованы в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований Васильевой М.С. о признании незаконным и отмене решения Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N "О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" седьмого созыва Васильевой "данные изъяты"". Требование заявителя о восстановлении ее в полномочиях депутата не требует отдельного разрешения, поскольку признание незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N повлечет восстановление Васильевой М.С. в статусе депутата и, соответственно, приведет к восстановлению ее нарушенных прав.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ногликского районного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные административные исковые требования Васильевой "данные изъяты" удовлетворить.
Решение Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" от ДД.ММ.ГГГГ N "О досрочном прекращении полномочий депутата Собрания муниципального образования "Городской округ Ногликский" седьмого созыва Васильевой "данные изъяты"" признать незаконным и отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.