Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края Писарева А.А. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании предписания и результатов проверки.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края Писарева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Шандараевой А.Е, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края обратилось в Центральный районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании пунктов 1-6 предписания от ДД.ММ.ГГГГ N, признании результатов плановой выездной документарной проверки недействительными.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что управлением Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление Минкультуры России по ДФО) в отношении управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края проведена проверка полноты и качества осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ N и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ N. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края считает, что проверка проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, поскольку уведомлением управления Минкультуры России по ДФО о проведении проверки, которое поступило в управление ДД.ММ.ГГГГ, были запрошены копии документов со сроком предоставления к дате начала проверки ДД.ММ.ГГГГ, тогда как выездная проверка началась ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 1 предписания обязывает управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края обеспечить информационными надписями 11 объектов федерального значения, в том числе объект культурного наследия "Братская могила жертв террора в "Овраге смерти", что противоречить положениям части 1 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", которой установлено, что информационные надписи и обозначения не устанавливаются на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями. Кроме того, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на законных владельцев таких объектов. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края может только организовать с собственниками работу по установке информационных надписей и обозначений, но не вправе за счет собственных средств устанавливать указанные информационные надписи. Соответственно, управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края является ненадлежащим субъектом исполнения пункта 1 предписания, поскольку у указанных в нем объектах культурного наследия имеются законные владельцы.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий в пределах субвенций из федерального бюджета. В ходе проведения проверки не была установлена причинно-следственная связь между объемом финансирования на 2020 год и исполнением мероприятий, указанных в пунктах 2, 3 предписания. Федеральные субвенции для организации работы по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения за проверяемый период Хабаровскому краю не выделились. Установление зон охраны объектов культурного наследия отнесено в соответствии с Законом Хабаровского края от 30 марта 2005 года N 270 "О реализации полномочий Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края" к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Хабаровского края.
При выдаче предписания не учтено, что проект зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории) федерального значения "Памятник Невельскому Г.И.", режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон фактически был разработан.
В соответствии с пунктом 4 предписания управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить охранные обязательства в отношении 135 объектов культурного наследия федерального значения, из них 111 объектов археологического наследия. На момент проверки данные полномочия в области охраны объектов культурного наследия федерального значения в управлении в соответствии со штатной численностью осуществлял 1 сотрудник. Штатная единица специалиста для осуществления переданных полномочий в отношении объектов археологического наследия в штатном расписании управления не предусмотрена. Оценка данному обстоятельству при выдаче предписания не дана, соответственно, указанный пункт предписания не отвечает критерию исполнимости.
Пунктом 5 предписания грубо нарушены установленные действующим законодательством сроки по обследованию и фотофиксации объектов культурного наследия федерального значения. В ходе проверки были истребованы и изучены документы, выходящие за рамки периода проверки, что является грубым нарушением. Фактически управлению вменяется нарушение требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", регламентирующих полномочия и цели государственной охраны объектов культурного наследия, а не нарушение обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 6 предписания управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ год обязано обеспечить обследование и фотофиксацию 71 объекта археологического наследия, что неисполнимо в связи с отсутствием в штатной численности управления должностей, уполномоченных на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов археологического наследия.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края удовлетворены частично, пункт 5 предписания от ДД.ММ.ГГГГ N в части срока его исполнения признан незаконным, в удовлетворении требований административного искового заявления в остальной части отказано.
При разрешении дела суды пришли к выводу о законности проведенной проверки и выданного предписания, поскольку порядок проведения проверки не нарушен, по результатам проверки выявлено, что управлением государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, как органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ненадлежащим образом исполняются переданные полномочия, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", допущены нарушения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, о необходимости устранения которых указано в предписании. Признавая пункт 5 предписания незаконным в части установленного срока для его исполнения - до 1 сентября 2020 года, нижестоящие судебные инстанции исходили из того, что установленная Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по обследованию и фотофиксации один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия подлежит исполнению в срок до 31 декабря 2020 года, что свидетельствует о противоречии установленного срока действующему законодательству.
30 сентября 2020 года представителем управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края Писаревым А.А. через Центральный районный суд г. Хабаровска подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование требований кассационной жалобы заявитель указал, что судами не проверен порядок проведения документарной проверки, ненадлежащим образом дана оценка факту истребования документов, указанных в пункте 13 распоряжения, до дня начала проверки. Обязательный мотивированный запрос с требованием представления для проведения документарной проверки документов не был направлен. В судебных актах не исследован вопрос законности пункта 6 предписания, доводы о неисполнимости пунктов 1, 2, 3 предписания необоснованно отклонены, не учтено постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года N 186, которым приостановлено финансирование переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения до ДД.ММ.ГГГГ.
Заинтересованное лицо Министерство культуры Российской Федерации о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9.1 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона и осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2016 года N 194-пр, управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, а также осуществляет полномочия Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.
Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия определены в статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ. Согласно пункту 2 указанной статьи государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (подпункт 4); разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (подпункт 6); установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта (подпункт 10); установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункт 11); обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности (подпункт 14).
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу в отношении управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N в период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная документарная проверка полноты и качества осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Хабаровского края.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, а также выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении выявленных нарушений, которым управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края предписано:
1. обеспечить информационными надписями 11 объектов культурного наследия федерального значения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 2. обеспечить зонами охраны, режимами использования земель и требованиями к градостроительным регламентам в границах данных зон 3 объекта культурного наследия федерального значения: 1) Памятник Невельскому Г.И. в "адрес", 2) Братская могила жертв белогвардейского террора в "Овраге смерти", 3) Памятник жертвам белогвардейского террора в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 3. утвердить предметы охраны для 127 объектов культурного наследия федерального значения (10 памятников архитектуры, 117 объектов археологического наследия) (приложение N к акту проверки) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 4. утвердить охранные обязательства в отношении 135 объектов культурного наследия федерального значения (приложение N к акту проверки) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 5. обеспечить обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности: 1) Торговый дом Плюсниных, 2) Здание Общественного собрания, 3) Памятник героям, павшим за освобождение Дальнего Востока, 4) Памятник Невельскому Г.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, 6. обеспечить обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности в отношении 71 объекта археологического наследия (приложение N к акту проверки) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность проведенной проверки и выданного по ее результатам предписания, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения статей 9, 10, 13, 14, 16, 17, 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статей 7, 9.1, 10, 11, 33, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 1178, постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", Положение об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2016 года N 194-пр, пришли к выводу, что проверка в отношении административного истца проведена с соблюдением установленного порядка, правовые основания для ее проведения имелись, а предписание от 28 августа 2019 года N 22-пп, за исключением пункта 5 в части установленного срока исполнения изложенного в нем требования, положениям действующего законодательства не противоречит, выдано в целях устранения выявленных нарушений требований в области государственной охраны объектов культурного наследия, в пределах компетенции соответствующего должностного лица отдела государственного контроля и надзора управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они постановлены при правильной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и основаны на верном применении норм материального права, регулирующих правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ установлено, что организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Из распоряжения и.о. руководителя управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу от 15 июля 2019 года N 30 следует, что проверка в отношении управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края проводится во исполнение ежегодного сводного плана проведения Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами плановых проверок на 2019 год, задачей проверки является предупреждение, выявление и пресечение нарушений региональным органом охраны объектов культурного наследия при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, проверяемый период определен со второго полугодия 2017 года по первое полугодие 2019 года включительно.
Анализ перечня истребуемых документов, указанных в пункте 13 распоряжения, свидетельствует о их соответствии целям и задачам проверки, что согласуется с требованиями пункта 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, отдел государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ДФО в своем распоряжении истребовал информацию и документы, относящиеся к деятельности управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края, что вызвано необходимостью установления факта соблюдения проверяемым лицом обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия федерального значения.
Утверждение административного истца о незаконности результатов проверки в связи с допущенным органом государственного контроля (надзора) грубым нарушением, указанным в пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, выразившимся в превышении установленных сроков проведения проверок, является необоснованным.
Нарушений требований пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, вопреки доводам кассационной жалобы, при проведении проверки не допущено, истребование в распоряжении (приказе) о проведении проверки документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не противоречит, из распоряжения от 15 июля 2019 года N 30 не следует, что на управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края была возложена обязанность по представлению документов до дня начала проведения проверки, которая согласно акту проверки от 28 августа 2019 года N 02-06/32-пп была фактически начата 15 августа 2019 года.
Как правильно установили суды, объект культурного наследия федерального значения "Братская могила жертв белогвардейского террора "Овраг смерти" согласно сведениям Единого государственного реестра объектов культурного наследия по виду объекта является памятником, сведений об отнесении данного объекта к отдельным захоронениям или некрополю не имеется и в реестр не внесено. Поэтому на данном объекте культурного наследия подлежат установке информационная надпись и обозначения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 1178 "Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка".
По общему правилу обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на правообладателей объекта культурного наследия, включенного в реестр. Установка информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия, который не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на который собственник отказался, осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия) (пункт 4 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Возложенная на управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края обязанность по обеспечению объектов культурного наследия информационными надписями (пункт 1 предписания) предполагает не только выполнение региональным органом охраны объектов культурного наследия требований пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, но и принятие им в рамках федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в пределах предоставленных полномочий мер к правообладателям объектов культурного наследия, направленных на понуждение к исполнению такими лицами требований к обеспечению сохранности объектов культурного наследия, к которым относится, в том числе, установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
Утверждение заявителя о том, что судами не дана правовая оценка законности пункта 6 оспариваемого предписания несостоятельно, поскольку из текстов принятых по настоящему делу судебных актов следует, что требования административного истца разрешены, всем доводам административного иска дана надлежащая оценка, предписание от 28 августа 2019 года N 22-пп на предмет законности проверено в полном объеме. Требования пункта 6 предписания основаны на положениях закона, поскольку обязанность по обследованию и фотофиксации один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности, как составная часть мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, установлена пунктом 14 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Требования, содержащие в пунктах 2 - 5 предписания, также направлены на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, зафиксированных в акте проверки, и не противоречат положениям закона, поскольку выполнение предписанных действий входит в переданные органу государственной власти Хабаровского края полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
При выдаче предписания управлением Минкультуры России по ДФО учтено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязан обеспечить эффективность и качество осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий и в целях реализации данных целей назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Ссылка заявителя на неисполнимость предписания в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года N 186 "О внесении изменений в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения" отмену принятых по делу судебных актов не влечет.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ средства на осуществление переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в отношении объектов культурного наследия предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1182, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству культуры Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года N 186 "О внесении изменений в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения" действие пункта 2 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1182, приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, оспариваемым предписанием срок исполнения требований пунктов 1, 2, 3 установлен до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 6 - до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 4 - до ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям Управления Минкультуры России по ДФО, содержащимся в отзыве на кассационную жалобу, в 2020 году в бюджет Хабаровского края поступили денежные средства в размере 1 917 300 рублей в виде субвенций на осуществление переданных полномочий в отношении объектов культурного наследия федерального значения. Со стороны управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края в подтверждение довода о неисполнимости предписания в связи с приостановлением финансирования переданных полномочий, о чем административным истцом заявлялось в апелляционной жалобе, доказательства, свидетельствующие об отсутствии соответствующего финансирования в 2020 году, не были представлены.
Кроме того необходимо учитывать, что в случае невозможности исполнения требований предписания в установленные сроки по причинам, не зависящим от лица, которому выдано предписание, это лицо вправе обратиться в орган, выдавший предписание, с мотивированным заявлением о продлении срока исполнения предписания. Доказательств обращения с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, установленного до ДД.ММ.ГГГГ, с надлежащим обоснованием указанной необходимости, управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края также не представило.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, правильность выводов судебных инстанций опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой установленных судами по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.