Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Ковалева С.А. и Симаковой М.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уварова Артема Юрьевича к Солнышкову Евгению Геннадьевичу о взыскании неосновательного обогащения
по кассационной жалобе Солнышкова Е.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, представителя Солнышкова Е.Г. - Данилова Д.Л, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уваров А.Ю. 13 декабря 2019 года обратился с иском к Солнышкову Е.Г. о взыскании денежных средств в сумме 13 247 900 руб, как неосновательного обогащения. В обоснование требований указал, что в период с декабря 2015 года по декабрь 2016 года Солнышкову Е.Г. на расчетный счет в ПАО Сбербанк России перечислил ошибочно денежные средства в вышеуказанном размере. По мнению истца на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2020 года отменено и принято новое решение, которым с Солнышкова Е.Г. в пользу Уварова А.Ю. взыскано неосновательного обогащение в размере 13 247 900 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 60 000 руб.
В кассационной жалобе Солнышкова Е.Г. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении данного дела существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
На основании пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений (Постановление от 14 февраля 2002 года N 4-П, Определения от 17 октября 2006 года N 451-0, от 21 декабря 2006 года N 555-0 и др.), одним из конституционно значимых принципов, присущих гражданскому судопроизводству, является принцип диспозитивности, который означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются, главным образом, по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами и спорным материальным правом, к которым относится и предусмотренное статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации право на заявление о применении срока исковой давности.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 (в ред. от 7 февраля 2017 года) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ). Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.
Как следует из материалов дела, ответчик в суде первой инстанции до вынесения решения заявлял и в устной, и в письменной форме о пропуске срока исковой давности (л.д. 20-22, 62).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции данные требования процессуального закона не учел. Заявление ответчика, сделанное до вынесения решения по делу, о применении срока исковой давности, предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не являлось, оценки не получило.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.