Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 9 сентября 2020 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Мкртчяна Н.З. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 июня 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Костромской области об оспаривании заключения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-670/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административного истца Мкртчяна Н.З, его представителя Комаровой А.В, представителя административного ответчика УМВД России по Костромской области Яковлевой Е.В, судебная коллегия
установила:
Заключением старшего инспектора ОВГ УВМ УМВД Костромской области, утвержденным начальником УМВД России по Костромской области 19 апреля 2018 года, постановлено:
Считать, что ФИО2 Н.З, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданином Российской Федерации не является.
Считать паспорт гражданина Российской Федерации серии 3403 N, оформленный ДД.ММ.ГГГГ ОВД ФИО2 "адрес" на имя ФИО1, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию.
ФИО2 Н.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Костромской области об оспаривании данного заключения и его отмене, мотивируя требование тем, что в 1989 году по приказу МВД СССР был переведен для прохождения службы в МВД Армянской ССР. После распада СССР продолжал проходить службу в Армении, при этом от гражданства СССР, Российской Федерации не отказывался, процедуру приобретения гражданства Армении не проходил, имел на руках паспорт гражданина СССР, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОВД ФИО2 "адрес", который по прибытии в Костромскую область 28 апреля 2003 года правомерно обменял на паспорт гражданина Российской Федерации. Данный паспорт был выдан правомерно, процедура его выдачи не нарушена, наличие гражданства Республики Армения не могло являться основанием для признания паспорта выданным с нарушением и подлежащим изъятию. 27 апреля 2015 года он подал в территориальный отдел федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства уведомление о наличии у него иного гражданства. Поскольку в период с 25 мая 1979 года по 9 апреля 2004 года он значился зарегистрированным по адресу: "адрес", то имел право на проживание в указанной квартире, а командирование на территорию Армении являлось вынужденной мерой и от него не зависело.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 июня 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Мкртчяна Н.З. отказано.
В кассационной жалобе Мкртчяна Н.З. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (пункт 7 статьи 4 Закона).
В соответствии со статьей 5 указанного Закона гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона (1 июля 2002 года);
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В период возникновения спорных правоотношений действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 12 данного Закона гражданство РСФСР приобреталось:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве РСФСР;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 13 Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Пунктами 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, предусмотрено, что при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
Принятие оспариваемого заключения от 19 апреля 2018 года было обусловлено следующими обстоятельствами.
ФИО2 Н.З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел в должности госавтоинспектора ОВД Антроповского райисполкома Костромской области.
ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена ведомственная квартира по адресу: "адрес", где с ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован.
30 сентября 1980 года Антроповским РОВД ФИО1 Н.З. был выдан паспорт гражданина СССР серии III-ГО N взамен утраченного паспорта.
В последующем в феврале 1989 года был откомандирован в распоряжение МВД Армянской ССР и с 15 марта 1989 года по 6 октября 2008 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Армения.
28 февраля 1991 года в Наирийском РОВД Республики Армения ФИО2 Н.З. получил паспорт гражданина СССР сери N N и с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: "адрес".
При этом ранее выданный ДД.ММ.ГГГГ паспорт гражданина СССР серии III-ГО N он не сдал.
10 апреля 1996 года на основании выданного 28 февраля 1991 года паспорта гражданина СССР сери N N ФИО2 Н.З. был документирован паспортом гражданина Республики Армения серии АА N, ДД.ММ.ГГГГ - паспортом гражданина Республики Армения серии АМ N.
Затем ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Н.З. на основании паспорта гражданина СССР серии III-ГО N, выданного ДД.ММ.ГГГГ, ОВД Антроповского района Костромской области был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии N N.
При этом в заявлении о замене паспорта ФИО2 Н.З. указал о том, что в гражданстве иностранного государства не состоял, и адрес своего жительства указал "адрес".
В соответствии с пунктом 13 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года N 677, действовавшего на момент выдачи Наирийском РОВД Республики Армения ФИО2 Н.З. ДД.ММ.ГГГГ паспорта гражданина СССР сери XII-СЛ N, для обмена паспорта гражданами представляются:
а) заявление по установленной форме;
б) паспорт, подлежащий обмену;
в) две фотографические карточки размером 50 x 60 мм.
Таким образом, при получении паспорта гражданина СССР в 1991 году старый паспорт, выданный ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 Н.З. должен был сдать в Наирийский РОВД Республики Армения.
В этой связи, установив приведенные выше обстоятельства, суды первой и второй инстанций правильно признали законным оспариваемое заключение о выдаче Мкртчяну Н.З. паспорта гражданина Российской Федерации серии N N, оформленного ДД.ММ.ГГГГ ОВД Антроповского района Костромской области, на основании паспорта гражданина СССР от ДД.ММ.ГГГГ серии III-ГО N, в нарушение установленного порядка.
Также являются правильными выводы судов о прекращении регистрации ФИО2 Н.З. по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ - с даты регистрации на территории Армении, поскольку пунктом 22 упомянутого Положения предусматривалось, что граждане прописывались по месту жительства;
приобретении гражданства Республики Армения со дня вступления в силу Закона "О гражданстве Республики Армения" - ДД.ММ.ГГГГ и не приобретении гражданства Российской Федерации в силу того, что на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" на территории Российской Федерации не проживал.
При обстоятельствах, когда Мкртчян Н.З. продолжал находиться на территории Республики Армения после распада СССР и в последующем принял гражданство Армении, доводы жалобы о том, что он находился за пределами Российской Федерации не по своей воле, был направлен в служебную командировку, нахождение за пределами Российской Федерации носило временный вынужденный характер, правового значения не имеют и во внимание приняты быть не могут.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные судами нижестоящих инстанций, вопреки доводам жалобы положения пункта "г" статьи 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации", согласно которому в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, на настоящие правоотношения не распространяются.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств; при этом, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела.
Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение норм права.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мкртчяна Н.З. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.