Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Ведерниковой Светланы Викторовны, Пискова Юрия Владимировича, их представителя по доверенности Тихомирова Геннадия Львовича на решение Конаковского городского суда Тверской области от 4 марта 2020 года (дело N 2а-228/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 июня 2020 года (дело N 33а-1715/2020) по административному делу по административным исковым заявлениям Ведерниковой С.В. и Пискова Ю.В. к администрации Конаковского района Тверской области, Государственному комплексу "Завидово" Федеральной службы охраны России, Федеральной службе охраны России (далее - ФСО России) о признании незаконным отказов в согласовании схемы земельных участков.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав объяснения Ведерниковой С.В. и Пискова Ю.В, их представителя по доверенности Тихомирова Г.Л, поддержавших кассационные жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ведерникова С.В. и Писков Ю.В. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Администрации Конаковского района, Государственному комплексу "Завидово" ФСО России, ФСО России о признании незаконными отказов в согласовании схемы земельных участков площадью 788 кв.м и 976 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", и предварительном согласовании предоставления в аренду на три года для ведения огородничества, изложенных в ответах от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N.
Определением суда от 10 февраля 2020 года административные дела объединены в одно производство.
Требования мотивированы тем, что 30 июля 2018 года и 15 октября 2018 года они обратились в администрацию "адрес" с заявлениями об утверждении схем земельных участков площадью 796 кв.м. и 788 кв.м. и предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, однако в этом им было отказано на том основании, что испрашиваемые земельные участки находятся на территории национального парка "Завидово", где предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества запрещено.
Отказ считают незаконным, поскольку земельное законодательство и законодательство об особо охраняемых природных территориях допускают расположение на землях национальных парков зон хозяйственного назначения, в границах которых осуществляется жизнедеятельность граждан, предоставление земельных участков для ведения огородничества. Указывают, что земли населенных пунктов, расположенных в границах ГК "Завидово", не относятся к территории национального парка, что подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и градостроительного зонирования Козловского сельского поселения, согласно которым отвод и предоставление земли в аренду в целях ведения огородничества на территории земель населенных пунктов возможны.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 4 марта 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 июня 2020 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ведерниковой С.В. и Пискова Ю.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ведерникова С.В. и Писков Ю.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта. Указывают, что на момент их обращения с заявлениями о предоставлении земельных участков, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не запрещали предоставление земельных участков для ведения огородничества на землях особо охраняемых природных территорий. Изменения в указанные законы вступили в силу с 1 января 2019 года и обратной силы не имеют.
В кассационной жалобе представитель административных истцов по доверенности Тихомиров Г.Л. просит об отмене судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебных актов. Указывает, что судами не установлен факт принадлежности испрашиваемых в аренду земельных участков к землям особо охраняемых природных территорий. Судами не учтено, что Положение о национальном парке "Государственный комплекс "Завидово" не содержит прямого запрета на предоставление земель под огородничество. Спорные отношения между сторонами возникли в момент, когда законодательство не содержало запрета на предоставление земельных участков под огородничество на землях особо охраняемых природных территориях. Суды обеих инстанций не учли, что изменения в Земельный кодекс РФ обратной силы не имеют.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2020 года кассационные жалобы переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административных истцов и их представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (статья 72, пункты "в", "д" части 1).
Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям и могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу подпункта "д" пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона, в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе прочих, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих та территории национального парка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769 утверждено Положение о национальных природных парках Российской Федерации.
Статьёй 6 данного Положения предусмотрено, что на территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учётом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены функциональные зоны, в частности, зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нём, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк (пункт 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации).
На основании совместного приказа ФСО России N и приказа Минприроды России N от 21 июля 2015 года национальный парк "Государственный комплекс "Завидово" является особо охраняемой природной территорией.
Пунктом 9 Положения о национальном парке "Государственный комплекс "Завидово" предусмотрено, что на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его целям и задачам, в том числе предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков.
На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учётом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в частности зона хозяйственного назначения 2 (включает в себя земли других собственников и пользователей), предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования национального парка и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи от 16 июня 2000 года Ведерникова С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1500 кв.м, относящегося к землям поселений, с разрешенным использованием - для ведения ЛПХ и ИЖС, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Указанный земельный участок расположен на землях особо охраняемой природной территории, включенных в зону хозяйственного назначения 2 территории национального парка "Государственный комплекс "Завидово".
17 июня 2008 года Ведерникова С.В. и Писков Ю.В. заключили брак.
30 июля 2018 года представитель Пискова Ю.В. обратился в администрацию Конаковского района с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью 976 кв.м. и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 3 года для ведения огородничества.
Письмом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района от 28 августа 2018 года N-ОА Пискову Ю.В. отказано в согласовании схемы земельного участка и его предварительном согласовании.
Указанный ответ Писков Ю.В. оспорил в суде и решением Конаковского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ответ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района признан незаконным (т. 1 л.д. 48-53).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым Пискову Ю.В. отказано в удовлетворении административного иска (т. 1 л.д. 54-67).
15 октября 2018 года представитель Ведерниковой С.В. обратился в администрацию Конаковского района Тверской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью 788 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", и предварительном согласовании земельного участка в аренду сроком на 3 года для ведения огородничества.
Письмом от 1 ноября 2018 года N представителю Ведерниковой С.В. сообщено о приостановлении рассмотрения заявления до принятия решения суда по делу о границах основного земельного участка с кадастровым номером N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 21 августа 2019 года отменено решение Конаковского городского суда Тверской области от 29 апреля 2019 года, которым Ведерниковой С.В. и Пискову Ю.В. отказано в удовлетворении административных исков об оспаривании постановлений администрации района.
По делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено постановление администрации Конаковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении МУ "Администрация Козловского сельского поселения" схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования в деревне Курьяново", а также постановление администрации Конаковского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление администрации Конаковского района Тверской области N от 24.08.2018".
На администрацию Конаковского района Тверской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Пискова Ю.В. от 30 июля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 68-75).
4 июля 2019 года администрация Конаковского района обратилась к начальнику Государственного комплекса "Завидово" ФСО России о согласовании предоставления в аренду на 3 года для ведения огородничества земельного участка площадью 788 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", приложив к обращению соответствующую схему земельного участка.
Письмом от 01 августа 2019 года начальника Государственный комплекс "Завидово" ФСО России со ссылкой на пункт "г" части 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (вступившим в силу с 01.01.2019) в согласовании предоставления земельного участка в аренду отказано по мотивам того, что на территориях национальных парков запрещается предоставление земельных участков для ведения огородничества.
26 августа 2019 года администрация Конаковского района Тверской области, повторно рассмотрев заявление Пискова Ю.В. от 30 июля 2018 года, обратилась к начальнику национального парка "Государственный комплекс "Завидово" ФСО России о согласовании предоставления в аренду на 3 года для ведения огородничества земельного участка площадью 976 кв.м, расположенного по указанному выше адресу.
Письмом от 10 сентября 2019 года национальный парк "Государственный комплекс "Завидово" ФСО России в согласовании предоставления земельного участка в аренду отказано по аналогичным мотивам.
Администрация Конаковского района Тверской области письмами от 19 сентября 2019 года N и N сообщила Пискову Ю.В. и Ведерниковой С.В. об отказе в удовлетворении заявлений от 30 июля 2018 года и от 15 октября 2018 года об утверждении схем земельных участков площадью 976 кв.м. и 788 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", и предварительном согласовании предоставления этих земельных участков.
Ответы мотивированы тем, что ФСО России не согласовало предоставление земельных участков на территории национального парка, схемы расположения земельных участков не соответствуют положению об особо охраняемых природных территориях, испрашиваемые земельные участки расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, в которой не допускается использование земельных участков с целями использования, указанными в заявлениях.
Из материалов дела видно также, "адрес" "адрес" "адрес" находится в границах национального парка "Государственный комплекс "Завидово" и относится к зоне хозяйственного назначения 2.
В зоне хозяйственного назначения 2 дополнительно к ограничениям, установленным в пункте 9 Положения о национальном парке "Государственный комплекс "Завидово", запрещается предоставление садоводческих и дачных участков, а также отвод (продажа) земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с ФСО России (пункт 11 Положения о национальном парке "Государственный комплекс "Завидово").
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещалось предоставление садоводческих и дачных участков.
Аналогичное положение содержалось в подпункте "г" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в приведенные выше нормы законов внесены изменения, действующие с 1 января 2019 года, согласно которым, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями законов, исходил из того, что заявления Ведерниковой С.В. и Пискова Ю.В. рассмотрены уполномоченными органами в установленном законом порядке, по ним административным истцам даны ответы, согласно которым предоставление земельных участков в аренду для ведения огородничества на особо охраняемой природной территории действующим законодательством не предусмотрено, нарушений прав и законных интересов административных истцов оспариваемыми действиями не установлено.
С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции, не найдя оснований для отмены решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебных актах, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют доводы, которые были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении данного дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в них.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 4 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ведерниковой С.В. и Пискова Ю.В. и их представителя по доверенности Тихомирова Г.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.