Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 23 сентября 2020 года кассационную жалобу представителя административных истцов Челюканова Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2020 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО2, ФИО5 к правительству Москвы, Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", Московскому фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства об оспаривании бездействия и возложении обязанности принять решение (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-31/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения административных истцов Митт Л.К, Булиной Н.Г, представителя административных истцов Митт Л.К, Булиной Н.Г, Пяткиной М.Н, Рябинина С.Н, Гавриленко С.А, Примаковой И.В. - Челюканова Н.А, представителей административных ответчиков Правительства Москвы и Москомстройинвеста Пухляковой О.В, Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" Перевозчиковой Ю.С, Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Радь Н.П, судебная коллегия
установила:
Митт Л.К, Булина Н.Г, Пяткина М.Н, Рябинин С.Н, Гавриленко С.А, Примакова И.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Правительства Москвы, выразившегося в не направлении в Публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" ходатайства о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Москвы, для принятия решения о финансировании мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас", расположенного по адресу: "адрес", вл. 78;
оспаривании действий, выразившихся в необоснованном переносе сроков выполнения мероприятий Плана-графика "Дорожной карты" в отношении ЖК "Академ Палас" до ДД.ММ.ГГГГ;
оспаривании бездействия Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", выразившегося в нарушении сроков принятия решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас", расположенного "адрес", вл. 78;
возложении обязанности на Публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" и Московский фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда принять и опубликовать решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас", расположенного "адрес", вл. 78.
Требования мотивированы тем, что застройщик ЖК "Академ Палас" - АО "Объединенная Строительная компания" решением Арбитражного суда г. Москвы признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, строительство многоквартирного жилого дома не завершено, объект строительства ЖК "Академ Палас" был признан проблемным. Несмотря на эти обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства" соответствующие решения ответчиками - фондами в отношении ЖК "Академ Палас" не приняты.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 года признано незаконным бездействие Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в части не принятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас", расположенного "адрес", вл. 78, обязав принять соответствующее решение о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2020 года решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 года отменено в части признания незаконным бездействия Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в части не принятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас", расположенного "адрес", вл. 78, обязав принять соответствующее решение о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства.
В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя административных истцов Челюканова Н.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, административные истцы являются участниками долевого строительства ЖК "Академ Палас", расположенного по адресу: "адрес", вл. 78, который согласно сведениям, содержащимся в единой информационной системе жилищного строительства, признан проблемным объектом.
Реализация проекта строительства ЖК "Академ Палас" осуществлялась на основании распоряжения Правительства Москвы от 16 сентября 2003 года N 1642-РП "О застройке территории Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики по адресу: "адрес", вл. 78".
Строительство объекта прекращено в 2014 году, готовность объекта не превышает 50%.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 ноября 2018 года в отношении застройщика АО "Объединенная Строительная компания" применены положения параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и открыто конкурсное производство.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2017 года N 1063-р (в редакции распоряжений от 19 марта 2018 года N 451-р и от 23 февраля 2019 года N 280-р) Правительством Москвы утвержден план-график "Дорожная карта", предусматривающий завершение строительства ЖК "Академ Палас" Московским фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства за счет средств бюджета г. Москвы.
Так, принятие решения о финансировании завершения строительства Московским фондом предусмотрено на 4 квартал 2019 года; в случае принятия решения о финансировании строительства - строительство объекта: 3 квартал 2020 года - 1 квартал 2022 года, ввод объекта в эксплуатацию - 1 квартал 2022 года.
19 декабря 2019 года зарегистрирован Фонд субъекта Российской Федерации г. Москвы - Московский фонд защиты граждан - участников долевого строительства.
Согласно выписке из протокола заседания Совета Московского фонда защиты граждан - участников долевого строительства от 12 февраля 2020 года N 2 в целях урегулирования обязательств застройщика АО "ОСК", признанного банкротом, перед участниками долевого строительства путем передачи Фонду имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика в порядке, установленном статьями 201.15-1 и 201.15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", принято решение осуществить финансирование Фондом мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства по адресу: г. Москва, пр. Вернадского, вл. 78 (ЖК "Академ Палас").
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" было допущено незаконное бездействие, выразившееся в нарушении предусмотренного пунктом 3.1 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства" шестимесячного срока, отведенного для принятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта.
Отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку 12 февраля 2020 года Советом Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства принято решение о финансировании мероприятий по завершению строительства, оснований для возложения на него обязанности принять соответствующее решение о финансировании или нецелесообразности финансирования не имеется;
в отношении Правительства Москвы действующим законодательством не установлено конкретных сроков и критериев для обращения субъекта Российской Федерации в Федеральный Фонд с ходатайством, предусмотренным пунктом 8 Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства";
нельзя признать необоснованным перенос сроков выполнения мероприятий Плана-графика "Дорожной карты" в отношении ЖК "Академ Палас" до I квартала 2022 года с учетом возможности актуализации "Дорожной карты", предусмотренной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2017 года N 1063-р, и изменений действующего законодательства в части механизма восстановления прав пострадавших граждан.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда в удовлетворенной части и принимая новое решение об отказе в его удовлетворении, указала, что судом первой инстанции не приняты во внимание нормы, регламентирующие порядок принятия Публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" решений о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2019 года N 1192. В соответствии с положениями упомянутых Правил рассмотрение Фондом вопроса о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта возможно только при наличии ходатайства субъекта РФ о восстановлении прав граждан, основанием для рассмотрения которого, в свою очередь, является решение Председателя Правительства Российской Федерации либо по его поручению решение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, в то время, когда отдельного решения Правительством РФ по рассматриваемому вопросу не принималось, совокупности иных оснований для рассмотрения данного вопроса также не имелось.
Кроме этого, не учтено постановление Правительства Москвы от 9 октября 2019 года N 1313-ПП, которым учрежден Московский фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства, в соответствии с пунктом 2.8 которого финансовое обеспечение мероприятий по урегулированию обязательств застройщиков осуществляется без привлечения средств федерального бюджета, в связи с чем не применена часть 1 статьи 21.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" о том, что если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о создании Фонда субъекта Российской Федерации предусмотрено, что финансирование мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в соответствии с частью 1 статьи 21.1 настоящего Федерального закона и финансирование деятельности Фонда субъекта Российской Федерации осуществляются за счет средств субъекта Российской Федерации без их финансирования за счет средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона, то Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет свою деятельность с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судебная коллегия апелляционной инстанции также указала, что предусмотренный пунктом 3.1 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства" срок не является пресекательным.
Не соглашаясь с выводами апелляционной инстанции, в кассационной жалобе представитель административных истцов полагает эти выводы неправильными, указывая, что при изложенных судебной коллегией обстоятельствах в нарушение императивного требования пункта 4 Правил N 1192 наблюдательный совет Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" не принял решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас".
Действительно, пунктом 4 Правил N 1192, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора, предусмотрено, что наблюдательный совет Фонда принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства расположенных на территории субъекта Российской Федерации - учредителя унитарной некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и объектов инфраструктуры застройщика, если в соответствии с частью 1 статьи 21.3 указанного Федерального закона нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о создании фонда субъекта Российской Федерации предусмотрено, что финансирование мероприятий по урегулированию обязательств застройщика в соответствии с частью 1 статьи 21.1 данного Федерального закона осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации без их финансирования за счет средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых Фондом.
Вместе с тем, отсутствие соответствующего решения со стороны наблюдательного совета Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" не может свидетельствовать о неприменимости положений части 1 статьи 21.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ с учетом пункта 2.8 постановления Правительства Москвы от 9 октября 2019 года N 1313-ПП.
Согласно пункту 2.8 постановления Правительства Москвы от 9 октября 2019 года N 1313-ПП "Об учреждении Московского фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства" финансовое обеспечение мероприятий по урегулированию обязательств застройщиков в соответствии с частью 1 статьи 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляется без привлечения средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу того, что приведенной нормой прямо предусмотрено, что финансовое обеспечение мероприятий по урегулированию обязательств застройщиков осуществляется без привлечения средств федерального бюджета и (или) денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, то несостоятельны доводы жалобы о необходимости возложения на Публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" обязанности по принятию решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства ЖК "Академ Палас".
При обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, указание судебной коллегией на то, что предусмотренный частью 3.1 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства" срок не является пресекательным, какого-либо правового значения не имеет, в связи с чем доводы жалобы о неправильности такого указания на законность обжалуемого судебного акта не влияют и его отмену не влекут.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия правильно указала, что права, свободы и законные интересы административных истцов со стороны Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" не нарушаются, поскольку действия по восстановлению их прав осуществляются на региональном уровне.
Судебная коллегия соглашается с выводами судебной коллегии апелляционной инстанции, соответствующими обстоятельствам дела, подтверждающимися доказательствами, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административных истцов не усматривается.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Митт Л.К, Булиной Н.Г, Пяткиной М.Н, Рябинина С.Н, Гавриленко С.А, Примаковой И.В. - Челюканова Н.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 ноября 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.