Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Смирновой Е.Д, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании, поданную 24 сентября 2020 года через суд первой инстанции (поступившую в суд кассационной инстанции с делом 28 сентября 2020 года), кассационную жалобу административного ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 июня 2020 года по административному делу по административному иску Жданова Валерия Давыдовича о признании незаконным отказа Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы в регистрации по месту жительства (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-54/2020).
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокина С.В, объяснения представителя административного ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы Нигметзановой Е.В, поддержавшую кассационную жалобу, возражения административного истца Жданова В.Д, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежат, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жданов В.Д. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ зарегистрировать его по месту жительства, обязать устранить допущенное нарушение его прав путем регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес".
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение "данные изъяты" Жданову В.Д. было предоставлено бесплатно в собственность в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" после увольнения в запас на состав семьи, состоящей из пяти человек.
Жданов В.Д. снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, сдал служебное жилье в "адрес" и прибыл на постоянное место жительства в "адрес".
24 августа 2019 года административный истец подал заявление административному ответчику о регистрации по месту жительства в указанной квартире, с приложением всех необходимых для регистрационных действий документов, однако 30 августа 2019 года в регистрации по месту жительства было отказано.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 июня 2020 года, решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска, которым постановлено признать незаконным решение отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы от 29 августа 2019 года и обязать отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы повторно рассмотреть заявление Жданова В.Д. от 24 августа 2019 года о регистрации его по месту жительства.
В кассационной жалобе административный ответчик Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы просит отменить апелляционное определение как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает на то, что оснований для регистрации Жданова В.Д. по месту жительства у административного ответчика не было, при этом административный истец пропустил трехмесячный срок обращения в суд, что оставлено без внимания судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Такие нарушения по настоящему делу судом апелляционной инстанции не допущены.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения (пункт 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такая совокупность условий для удовлетворения административного иска по делу установлена судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно абзацам 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, действовавших до 31 октября 2020 года, жилые помещения предоставляются в собственность бесплатно военнослужащим - гражданам Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), или уполномоченных ими органов (организаций).
На жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, до их предоставления в собственность бесплатно должно быть оформлено в установленном порядке право собственности Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
По делу судами двух инстанций установлено, что соответствии с законодательством о статусе военнослужащих после увольнения в запас административному истцу Жданову В.Д. "данные изъяты" было распределено и передано в собственность, на основании решения Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 26 февраля 2019 года, бесплатно жилое помещение "данные изъяты"
Жданов В.Д. снялся с регистрационного учета, сдал служебное помещение в "адрес" и прибыл на постоянное место жительства в "адрес".
24 августа 2019 года административный истец подал заявление в отдел по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы о регистрации по месту жительства, при этом с заявлением было представлено вышеуказанное решение от 26 февраля 2019 года.
30 августа 2019 года административный истец получил письменный отказ от 29 августа 2019 года в регистрации в связи с непредставлением Ждановым В.Д, в нарушение пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Указанный отказ послужил основанием для обращения Жданова В.Д. за судебной защитой.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным; принято при наличии к тому правовых оснований и с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие такого рода решений, с соблюдением установленного порядка; по своему содержанию соответствует закону, регулирующему спорные отношения, в связи с чем, не нарушает прав административного истца.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное Ждановым В.Д. с заявлением решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 26 февраля 2019 года само по себе не являлось основанием для вселения гражданина в жилое помещение, поскольку указанный орган не являлся правообладателем квартиры, таковым являлось Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, при этом сведений, подтверждающих государственную регистрацию права собственности Жданова В.Д. на квартиру, административным истцом административному ответчику предоставлено не было.
С указанными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции и, проанализировав нормы, регулирующие спорные отношения, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлены доказательства законности оспариваемого решения, при этом суд апелляционной инстанции установил, что административным истцом административному ответчику представлены все необходимые для регистрации по месту жительства документы, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации, решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 26 февраля 2019 года является основанием для вселения Жданова В.Д. и членов его семьи в жилое помещение.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для ее удовлетворения, так как основаны на неверном толковании закона.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта также не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Солнцево г. Москвы - без удовлетворения.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 ноября 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.