Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 23 сентября 2020 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Сергеева И.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-177/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения административного истца Сергеева И.И, представителя административного ответчика Департамента городского имущества г. Москвы Проничкиной Ю.В, судебная коллегия
установила:
Сергеев И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы при оказании государственной услуги по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес", возложении обязанности провести работы по формированию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет, мотивируя требования тем, что на свой запрос получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что по сведениям ЕГРН указанный земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен, информация о дате и сроках проведения кадастровых работ будет размещена на официальном сайте Департамента.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 6 мая 2020 года в удовлетворении административного иска Сергеева И.И. отказано.
Апелляционным определением Московского городского суда от 20 августа 2020 года решение Пресненского районного суда г. Москвы от 6 мая 2020 года отменено.
Постановлено признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы по ненадлежащему рассмотрению заявления Сергеева И.И. от 25 сентября 2019 года об оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть по существу заявление Сергеева И.И. от 25 сентября 2019 года об оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома "адрес", и принять решение в соответствии с законом.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу Сергеева И.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Сергеева И.И. ставится вопрос об изменении апелляционного определения, указав срок исполнения возложенной судебной коллегией на административного ответчика обязанности в течение 4 месяцев, а также указав о взыскании заявленных почтовых расходов в размере 213 руб. 71 коп. и расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 150 рублей, всего судебных расходов на сумму 663 руб. 71 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу пункта 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно статье 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2017 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" предусмотрено, что Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия по предоставлению государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений (пункт 1).
Установив обстоятельства дела применительно к указанным нормам, а также исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, суд апелляционной инстанций пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что именно на административном ответчике - Департаменте городского имущества Москвы лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, вследствие чего его бездействие по обращению Сергеева И.И. является незаконным.
Проверяя приведенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия не находит их влекущими изменение обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2, частями 3 и 9 статьи 227 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемого бездействия; в случае, если будет установлено его несоответствие закону, суд, признавая это, возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений прав административного истца, которое явилось следствием незаконного бездействия административного ответчика.
При этом суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий.
Судебная коллегия апелляционной инстанции возложила на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Сергеева И.И. от 25 сентября 2019 года.
В соответствии с пунктом 2.7.1 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" общий срок предоставления государственной услуги составляет 9 рабочих дней.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для изменения апелляционного определения в части указания срока рассмотрения заявления административного истца в течение 4 месяцев.
Что касается судебных расходов, то судом второй инстанции, действительно не разрешено требование Сергеева И.И. о взыскании почтовых расходов в размере 213 руб. 71 коп.
Однако данное обстоятельство не препятствует обращению Сергеева И.И. в суд с самостоятельным требованием как о взыскании данных почтовых расходов, так и расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеева И.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.