Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 5 октября 2020 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Лариной И.Я. на решение Заволжского районного суда г. Твери от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 августа 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тверской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1053/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителя административного истца МИФНС России N 12 по Тверской области Кулдиловой В.Н, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N 12 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) к Лариной И.Я. о взыскании пени по транспортному налогу в размере 45 руб. 57 коп, пени по налогу на имущество - 16 руб. 30 коп, недоимки по земельному налогу за 2016 и 2017 годы в размере 179402 рублей, пени в размере 674 руб. 35 коп, мотивируя требования тем, что Ларина И.Я. является собственником транспортного средства, объектов недвижимости, земельного участка, однако ввиду несвоевременной уплаты соответствующих налогов имеет долги в предъявленном к взысканию размере.
Решением Заволжского районного суда г. Твери от 11 июня 2020 года с Лариной И.Я. взыскана задолженность по земельному налогу в размере 179402 рублей, пени по земельному налогу - 674 руб. 35 коп, пени по транспортному налогу - 45 руб. 57 коп, всего 180121 руб. 92 коп.
В удовлетворении остальных административных требований отказано.
С Лариной И.Я. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4802 руб. 44 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 августа 2020 года решение Заволжского районного суда г. Твери от 11 июня 2020 года изменено в части взыскания с Лариной И.Я. государственной пошлины, взыскав её в доход бюджета муниципального образования г. Тверь.
В кассационной жалобе Лариной И.Я. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Несмотря на то, что в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений и отказе в удовлетворении требований административного истца, в ней приводятся доводы о неправильности судебных постановлений в части взыскания земельного налога и пени по нему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено наличие в спорные налоговые периоды в собственности Лариной И.Я. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административные, торгово-офисные здания, кадастровой стоимостью N руб. 22 коп.
Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N об уплате в срок не позднее 3 декабря 2018 года, в том числе, земельного налога.
Согласно данному налоговому уведомлению земельный налог за 2017 год составляет 108001 рубль, за 2016 год произведен перерасчет налога исходя из его стоимости в 7200076 рублей, который составил 86401 рубль.
В адрес налогоплательщика Лариной И.Я. направлено требование по состоянию на 27 декабря 2018 года N 26248 об уплате в числе прочего также земельного налога в срок до 19 февраля 2019 года.
Судами также установлено, что на момент приобретения Лариной И.Я. 7 октября 2014 года спорного земельного участка вид его разрешенного использования был установлен "для строительства и обслуживания жилого дома". 23 января 2015 года в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид "под административные, торгово-офисные здания". В связи с изменением вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере 7200076 руб. 22 коп.
В соответствии с решением Тверской городской Думы от 3 ноября 2005 года N 106 "Об установлении и введении на территории г. Твери земельного налога" установлены следующие ставки земельного налога:
0, 3% в отношении земельных участков (части земельных участков):
- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Твери и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года " 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
1, 5% в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь приведенными нормами налогового законодательства, на основании установленных выше обстоятельств дела, а также с учетом частичной уплаты земельного налога (ДД.ММ.ГГГГ - 8754 рубля, ДД.ММ.ГГГГ - 2412 рублей, 3834 рубля), суды пришли к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика задолженности по земельному налогу в размере 179402 рубля, а также пени по данному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, Ларина И.Я. в кассационной жалобе указывает, что по смыслу налогового законодательства вид разрешенного использования земельного участка не имеет юридического значения для определения размера ставки земельного налога, а необходимо учитывать фактическое расположение на спорном земельном участке исключительно жилого дома, в котором она проживает с тремя несовершеннолетними детьми.
Приведенные доводы являются несостоятельными.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда;
земли запаса.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как было указано выше, на основании статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Таким образом, ставка земельного налога зависит от категории земельного участка и вида его разрешенного использования; применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования земельного участка, внесенного в реестр государственного кадастрового учета.
Законодательством не предусмотрено определение налоговой ставки в зависимости от вида использования имущества, находящегося на спорном земельном участке.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о том, что расчет земельного налога за 2016-2017 годы в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100568:11 правильно произведен с применением ставки 1, 5%.
Действительно, в абзаце 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ закреплена категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка, не превышающая 0, 3%, - это земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства.
Вместе с тем, для того чтобы к данным категориям земель применять ставку, не превышающую 0, 3%, данные категории земель должны использоваться по назначению - для строительства жилищного фонда, в то время, как было указано выше, с 23 января 2015 года вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид "под административные, торгово-офисные здания", что не подразумевает использование его для строительства жилищного фонда.
Довод жалобы о том, что пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированной налоговой ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка какого-либо значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в рассматриваемом случае муниципальные представительные органы при установлении ставок земельного налога таким правом не воспользовались.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы стороны административного ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г. Твери от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лариной И.Я. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.