Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО3, судей ФИО18 и ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения об отказе включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, незаконным, возложении обязанности включить в список и предоставить жилое помещение
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Пресненского районного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года (в редакции определения того же суда от 10 января 2020 года) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи ФИО18, объяснения представителя ФИО1 - ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также объяснения представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы - ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года (в редакции определения того же суда от 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2020 года, в удовлетворении приведенных исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 11 июня 2020 года, ФИО1 просит отменить принятые по делу судебные постановления и удовлетворить заявленные ею исковые требования.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу о том, что принятое по делу апелляционное определение подлежит отмене.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Указанному основополагающему принципу корреспондируют следующая из содержания части 2 статьи 12, части 2 статьи 56, статей 147 и 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда, не ограничиваясь доводами исковых требований и возражений сторон, предлагать им представить дополнительные доказательства в целях установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Перечисленные требования закона судом при разрешении настоящего социального спора не соблюдены.
Так, судом установлено, что ФИО1 родилась в селе "адрес"; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истицы ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", а ее отец ФИО9 решением суда сектора Дрокия Республики Молдова от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Решением Консилиума коммуны "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2, приходящаяся истице теткой (сестрой матери) назначена попечителем с правом проживания подопечной на ее площади по адресу: "адрес".
"адрес"ной управы района Нагатино-Садовники ЮАО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО1 в качестве подопечной принята на учет, ей разрешено проживание на площади опекуна ФИО2 по указанному выше адресу с регистрацией до совершеннолетия.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
С ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована и проживает в 2-х комнатах (9, 4 кв.м + 13, 3 кв.м) трехкомнатной коммунальной квартиры общей площадью 60, 8 кв.м, жилой площадью 39, 4 кв.м, приведенной площадью 35, 0 кв.м, расположенной по приведенному выше адресу.
В указанном жилом помещении зарегистрировано десять человек: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, двое ее детей (ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (бывший попечитель), ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж бывшего попечителя), ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат бывшего попечителя), дети бывшего попечителя ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (усыновленный бывшим попечителем брат истицы). Вид заселения - социальный наем.
По состоянию на дату достижения истицей совершеннолетия в жилом помещении проживали восемь человек (перечисленные выше лица за исключением детей ФИО10 2013 года рождения и 2014 года рождения).
Суд также признал установленным, что жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации и Республики Молдова ФИО1 не имеет.
В июле 2015 года ФИО1 обращалась к заместителю Председателя Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в Департамент городского имущества города Москвы с заявлениями о предоставлении ей жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот на заседании ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) приняла решение отказать ФИО1 в предоставлении жилого помещения. В качестве основания принятых решений указано на отсутствие документов, свидетельствующих о том, что в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица имела право на обеспечение жилым помещением, но по объективным причинам это право не было реализовано.
Отказывая в приведенной ситуации в удовлетворении исковых требований ФИО1, Пресненский районный суд города Москвы в решении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что истица утратила право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку не обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет, в подтверждение чего сослался на обстоятельства, установленные апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменено решение Пресненского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании за ней права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы.
Судебная коллегия, соглашаясь с перечисленными выше выводами Пресненского районного суда города Москвы, признала несостоятельным довод апелляционной жалобы ФИО1 о том, что ее жилищные права должны быть повторно оценены судом с учетом изменений в правовом регулировании отношений сторон в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГГГ новой редакции пункта 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 267-ФЗ, и в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397.
При этом в мотивировочной части апелляционного определения указано, что такая позиция ФИО1 направлена на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта (апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ), вследствие чего находится в противоречии с принципом правовой определенности.
Приведенные суждения сделаны без учета норм материального права, регулирующих правоотношения сторон по состоянию на дату разрешения спора.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте российской федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте российской федерации по новому месту жительства".
Указанным Постановлением утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма форму заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанные Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с данными Правилами, лица, достигшие 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В приведенной ситуации суд, разрешая по существу исковые требования ФИО1, направленные на обеспечение ее как лица, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением, обязан был принять исчерпывающие меры к установлению либо опровержению тех фактов, с которыми положения приведенных выше нормативных актов, уже введенных в действие по состоянию на дату разрешения спора, связывают возникновение у лица, достигшего возраста 23 лет, соответствующего права, однако в нарушение закона не сделал этого, в частности, не определилсоответствующие юридически значимые обстоятельства и не распределил между сторонами бремя их доказывания.
При этом ссылка суда второй инстанции в обоснование согласия с отказом в иске на выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2017 года, не может быть признана корректной с учетом изменений правового регулирования, введенных упомянутыми выше нормативными актами, а также с учетом длящегося характера жилищных и социальных правоотношений сторон, являющихся предметом спора по настоящему делу.
Установив изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к убеждению о том, что при разрешении спора судом существенно нарушены нормы материального права, а также не созданы условия для выяснения обстоятельств, без установления которых невозможно правильное разрешение спора.
Допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального закона судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции признает существенными, повлиявшими на исход дела и подлежащими исправлению посредством отмены обжалуемого апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2020 года отменить.
Дело N по иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения об отказе включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, незаконным, возложении обязанности включить в список и предоставить жилое помещение направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.
Председательствующий ФИО3
ФИО17 ФИО18
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.