Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Клубкова Ю.В, судей: Баландина А.Г, Вагапова Р.К, при секретаре судебного заседания Немове А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-101/2020 по апелляционной жалобе представителя истца Цыганова А.В. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2020 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления начальника управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл к военнослужащему названного управления "данные изъяты" Томилову Алексею Николаевичу о взыскании денежных средств, выплаченных в качестве компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поданных возражений, окружной военный суд
установил:
Начальник управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - управление Росгвардии по Республике Марий Эл) через своего представителя Цыганова обратился в суд с иском о взыскании с Томилова денежных средств в размере 49819 рублей 36 копеек, выплаченных ему за период с ДД.ММ.ГГГГ в качестве компенсации за наем жилого помещения.
Рассмотрев исковое заявление, Казанский гарнизонный военный суд решением от 16 сентября 2020 г. в его удовлетворении отказал.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Цыганов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы представитель истца, ссылаясь на п. 4 ст. 52 ЖК РФ и п. 5 Методических рекомендаций по организации работы по реализации прав военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, на обеспечение их служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях от ДД.ММ.ГГГГ N, утверждает о незаконности признания Томилова нуждающимся в специализированном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и выплаты ему денежных средств за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ поскольку его рапорт от ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрирован в книге учета рапортов, а обязательные для постановки на соответствующий учет документы датированы октябрем 2018 г.
На апелляционную жалобу ответчиком Томиловым поданы возражения, в которых он, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Томилов проходит военную службу в управлении Росгвардии по Республике Марий Эл с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника группы профессиональной, служебной и физической подготовки.
ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем повторно ДД.ММ.ГГГГ, Томилов обратился с рапортом в жилищную комиссию управления Росгвардии по Республике Марий Эл о включении его в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом N, Томилов с составом семьи 4 человека принят на учет нуждающихся в служебном жилом помещении по дате написания рапорта с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту комплексной выездной проверки финансовой и хозяйственной деятельности управления Росгвардии по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ выплата ФИО2 денежной компенсации за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признана неправомерной, поскольку решением жилищной комиссии названного управления от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), ответчик признан нуждающимся в предоставлении специализированного жилищного фонда с составом семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ При этом, рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Томилов решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) поставлен на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, не зарегистрирован в книге учета рапортов.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 "О статуе военнослужащих", военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу п. 3 ст. 15 упомянутого Федерального закона военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, пунктом 2 которого определено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из указанных положений нормативных правовых актов следует, что правом на обеспечение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений обладают военнослужащие, которые не обеспечены жилым помещением и осуществляют его поднаем по месту прохождения военной службы. Основанием для выплаты данной компенсации является подача рапорта военнослужащим о желании реализовать указанную социальную гарантию.
Томилин, необеспеченный по месту прохождения военной службы жилым помещением и с октября 2017 г. осуществляющий поднаем жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ обратился с рапортом о включении его в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки жилищных условий ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и показаниями допрошенного в суде первой инстанции в качестве свидетеля начальника квартирно-эксплуатационной службы и секретаря жилищной комиссии управления ФИО1, подтвердившего факт обращения Томилова ДД.ММ.ГГГГ с соответствующим рапортом и его не регистрации ввиду отсутствия необходимых документов.
Проанализировав указанные обстоятельства и правовые нормы, гарнизонный военный суд, вопреки доводам жалобы, пришел к обоснованному выводу о правомерности включения Томилова в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда с составом семьи 4 человека и принятия на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении с даты написания рапорта - ДД.ММ.ГГГГ
Не регистрация рапорта Томилина от ДД.ММ.ГГГГ в книге учета рапортов и несвоевременное его рассмотрение, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции, так как невыполнение данных условий должностными лицами управления не может быть поставлено в вину ответчику при отсутствии недобросовестности в его действиях.
Исходя из установленных судом первой инстанции фактических данных, органы военного управления признавали правомерным выплату Томилову денежной компенсации за поднаем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ При этом данных о том, что ответчик ввел в заблуждение жилищную комиссию управления при принятии решения о постановке ответчика на учет нуждающихся в служебном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с Томилина денежных средств, выплаченных ему в качестве компенсации за наем жилого помещения за указанный период без установления каких-либо ранее не известных органам военного управления сведений, имеющих существенное значение для иной оценки жилищных прав военнослужащего, фактически дезавуирует ранее совершенные органами военного управления действия по признанию административного истца соответствующим требованиям, что противоречит указанным выше нормам закона и Положения.
Данное толкование закона согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
При таких данных, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием оснований для взыскания с ответчика полученной им денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Оснований не согласиться с решением гарнизонного военного суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329, ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 16 сентября 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению представителя начальника управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл к военнослужащему названного управления "данные изъяты" Томилову Алексею Николаевичу о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств в качестве компенсации за наем жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Цыганова А.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Р.К. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.