Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р, судей коллегии Гончиковой И.Ч, Кушнаревой И.Ч, при секретаре Абзаевой В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Улан-Удэ гражданское дело по иску ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Унтило Ольге Владимировне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, содержания жилья, по апелляционной жалобе ответчика Унтило О.В. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 24 августа 2020 года, которым иск удовлетворен частично, с Унтило О.В. в пользу ФГБУ "Центральное жилищное коммунальное управление" МО РФ взыскана задолженность за коммунальные услуги и содержание жилья за период с 1 октября 2018 года по 31 августа 2019 года в сумме 93 688, 07 руб, пени - 5 000 руб. В удовлетворении остальных требований отказано. Также с Унтило В.О. взысканы в доход муниципального образования г.Улан-Удэ расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 160, 65 руб.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с Унтило О.В. задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 октября 2018 года по 31 августа 2019 года в сумме 93 688, 07 руб, пени в сумме 20 891, 40 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет управление жилищным фондом Министерства обороны РФ. Ответчик Унтило О.В. пользуется служебным жилым помещением по адресу: "... ", однако оплату жилищно-коммунальных услуг производит ненадлежащим образом, в результате чего за указанный период образовалась задолженность, за просрочку платежей начислена неустойка, которая также подлежит взысканию.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности (л.д.29) Батантаева Е.В. исковые требования поддержала.
Ответчик Унтило О.В. иск не признала.
Судом первой инстанции постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Унтило О.В. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является ненадлежащим истцом по делу, поскольку самостоятельно никаких услуг не оказывает, а лишь представляет интересы собственника жилья по договору поручения. МО РФ имеет право взыскивать только с нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, однако Унтило О.В. не является нанимателем жилого помещения, с ней договор социального найма жилого помещения не заключался, обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг у нее не возникло, судом неверно применены нормы Жилищного кодекса, которые регулируют отношения с нанимателем жилого помещения, каким она не является, считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Батантаевой Е.В. подано возражение, в котором она полагает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя, не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Унтило О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в жилом помещении проживает с 2009 года, так как была военнослужащей, сейчас работает воинской части в качестве гражданского персонала, оплату перестала вносить с 2017 года, так как ей не выдали договор найма жилого помещения, из-за чего она с детьми не может зарегистрироваться в квартире.
Представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по доверенности Батантаева Е.В. возражала против удовлетворения жалобы
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Унтило О.В с членами семьи проживает в жилом помещении по адресу: "... ", что подтверждается поквартирной карточкой, актами о фактическом проживании, и пояснениями ответчика.
Актом от 5 сентября 2019 года установлено проживание в указанной квартире трех человек: Унтило О.В. с сыном ФИО1, "... " года рождения, дочерью ФИО2, "... " года рождения (л.д. 14).
Актом от 15 мая 2020 года подтверждается проживание 2-х человек: Унтило О.В, несовершеннолетняя ФИО2 (л.д. 15).
Указанный жилой дом относится к жилому фонду Министерства обороны РФ.
Управление и эксплуатацию жилым фондом Министерства обороны РФ осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании договора от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 (л.д. 6-9).
Договор заключен на срок с 1 октября 2017 года до 1 октября 2022 года (п. 10.1 договора).
Из представленной истцом выписки из лицевого счета видно, что обязанность по ежемесячному внесению платы за жилищно-коммунальные услуги Унтило О.В. не исполняет, в связи с чем у нее образовалась задолженность за период с 1 октября 2018 года по 31 августа 2019 года в сумме 93 688, 07 руб.
За неисполнение ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, истцом начислены пени за период с 1 ноября 2018 года по 31 января 2019 года в сумме 4 777, 25 руб, за период с 1 февраля по 31 мая 2019 года в сумме 8 329, 16 руб, за период с 1 июня по 31 августа 2019 года в сумме 7 784, 99 руб, всего 20 891, 40 руб. (л.д.18-20).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из установленной жилищным законодательством обязанности нанимателя жилого помещения оплачивать расходы по коммунальным услугам и содержанию жилья управляющей организации, и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности с ответчика Унтило О.В, поскольку она в спорный период пользовалась жилым помещением, отнесенным к государственному жилищному фонду Министерства обороны РФ. При определении размера пени, подлежащих взысканию суд первой инстанции применил положения ст. 333 ГК РФ и снизил неустойку до 5 000 руб.
В части размера взысканных сумм решение суда не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы Унтило О.В. о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ уполномочен взыскивать задолженность только с нанимателя жилого помещения, пользующегося жильем по договору социального найма, тогда как она не является таким нанимателем, поскольку с ней договор социального найма не заключался, а судом неверно применены нормы жилищного законодательства, подлежат отклонению.
Жилое помещение, в котором ответчик Унтило О.В. проживает, является служебным жилым помещением и относится законом к специализированному жилью.
Согласно ч. 7 ст. 100 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Вместе с тем, сам факт предоставления истцом данного помещения ответчику для проживания в силу требований ст. 8 ГК РФ и ст. 10 ЖК РФ порождает возникновение жилищных прав и обязанностей. В силу требований данных норм жилищные права и обязанности возникают, не только из договоров, но и из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Ответчик Унтило О.В. не отрицает, что проживает в спорном жилом помещении, однако полагает, что не несет обязательств по их оплате, поскольку между сторонами отсутствуют договорные отношения. Данное утверждение основывает на том, что между нею и истцом не был заключен в письменном виде договор найма жилого помещения.
То есть между сторонами фактически сложились отношения по договору найма специализированного жилого помещения, в котором Унтило О.В. выступает нанимателем специализированного жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу прямого указания в ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к отношениям по пользованию служебным жилым помещением применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 ст. 31 ЖК РФ, и ст. 65, частями 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ, регулирующие отношения, возникшие из договора социального найма жилого помещения.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в которые согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ включается плата за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение и отопление.
Отсюда следует, что ответчик как лицо, проживающее в спорном жилом помещении, обязан был вносить коммунальные платежи и плату за содержание жилья.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является факт предоставления жилищно-коммунальных услуг нанимателю жилого помещения и членам его семьи, который ответчиком опровергнут не был, а доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона.
Доводы жалобы, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является ненадлежащим истцом по делу, поскольку самостоятельно никаких услуг не оказывает, а лишь представляет интересы собственника жилья по договору поручения, также являются несостоятельными.
В постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ поименовано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе и объектами казарменно-жилищного фонда, являющимися собственностью Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 3 Приказа от 2 марта 2017 года N 155 и пунктами 12 и 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Предметом договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1, заключенного между государственным заказчиком - Министерство обороны РФ, и Управляющей организацией - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, является выполнение работ и услуг по управлению жилищным фондом, выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договора найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществление иной направленной на достижение целей управления жилищным фондом деятельности (п. 2.1 Договора).
В отношении передаваемого в управление жилищного фонда Управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации (п. 2.4. договора).
В рамках исполнения указанных услуг и работ управляющей организации предоставлено право требовать от нанимателей жилых помещений, в том числе специализированных (то есть служебных) жилых помещений, оплату за содержание жилых помещений и коммунальные услуги, взыскивать задолженность, в случае неоплаты (пп. 3.1.3, 3.1.4. договора).
Из Перечня объектов жилищного фонда, закрепленных за Вооруженными Силами РФ, включаемых в договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, являющегося приложением к договору управления жилищным фондом от 26 сентября 2017 года, усматривается, что жилой дом по ул. "... ", является многоквартирным, представляет собой 5-этажное здание 1989 года постройки.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N... от 11 августа 2017 года, содержащий реестр многоквартирных домов, в отношении которых ФГБУ "ЦЖКУ" исполняет функции управляющей организации. В указанный реестр включен жилой дом, в котором проживает ответчик.
Исходя из изложенного, заключив договор управления жилищным фондом собственник жилищного фонда Министерство обороны РФ передало ФГБУ "ЦЖКУ" функции по управлению домом, а также право на взыскание задолженности оплату за содержание жилых помещений и коммунальные услуги, в том числе с нанимателей служебных жилых помещений, следовательно является надлежащим истцом.
В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правил N 354) исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Исходя из изложенного, независимо от того, кто поставляет коммунальные услуги в жилой дом, наниматель жилого помещения обязан оплачивать такие услуги управляющей компании, если собственниками помещений в многоквартирном доме избран способ управления домом управляющей компанией.
Судебная коллегия полагает, что истец, осуществляющий управление жилым домом N 23 по ул. Бонивура, г. Улан-Удэ имел право производить ответчику начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 32 Правил N 354, поскольку ответчик с членами своей семьи фактически пользуется жилищно-коммунальными услугами, оплату которых не производит в нарушение установленных действующим законодательством сроков оплаты.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, направлены на переоценку представленных доказательств.
Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 24 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Унтило О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.