Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Патланя В.А, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика - командира войсковой части N на решение Сочинского гарнизонного военного суда от 11 августа 2020 г, которым частично удовлетворены заявленные подполковником Мирзояном Арменом Владимировичем требования о признании незаконным утверждённого командиром войсковой части N решения жилищной комиссии войсковой части N, связанного с порядком признания истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N - Коновалова Д.О. в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
Мирзоян А.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным утверждённое командиром войсковой части N решение жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 28 апреля 2020 г. N 4/20), в котором указано об учёте доли жилого помещения, ранее полученного его супругой от государства.
Истец просил обязать жилищную комиссию войсковой части N отменить данное решение, повторно рассмотреть его рапорт об обеспечении жильём для постоянного проживания и признать его нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания на состав семьи 3 человека.
Решением суда требования истца удовлетворены частично.
Суд признал незаконным оспариваемое истцом решение жилищной комиссии войсковой части N от 28 апреля 2020 г. в части указания об учете доли жилого помещения, ранее полученного супругой истца от государства, и обязал командира и жилищную комиссию войсковой части N его отменить, и повторно рассмотреть вопрос о признании Мирзояна А.В. и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
В удовлетворении требования истца о возложении на жилищную комиссию обязанности признать его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания на состав семьи 3 человека судом отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объёме.
Автор жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что поскольку прошло более пяти лет с момента отчуждения супругой истца доли жилья, то она может претендовать на получение жилья в полном объёме в силу требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Далее в жалобе приводится правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 29 сентября 2015 г. N 2141-О, и делается вывод о том, что если военнослужащий или член семьи распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определённом статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что Мирзоян А.В. проходит военную службу по контракту в воинской части, дислоцированной в "адрес" и имеет следующий состава семьи: супруга и сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Как следует из копии договора на передачу в общую долевую собственность в равных долях в порядке приватизации муниципального жилищного фонда, 11 января 2005 г. администрация "адрес" передала в общую долевую собственность А.Р. (в последующем супруге административного истца) и её малолетней дочери в равных долях комнату в коммунальной квартире по адресу: "адрес" общей площадью 27, 9 кв. метров, а жилой площадью 20, 5 кв.метров.
9 марта 2005 г. А.Р. и ее малолетняя дочь зарегистрировали право собственности по 1/2 данной комнаты.
19 июня 2007 г. А.Р. действуя от своего имени и от имени своей малолетней дочери, продала данную комнату.
19 октября 2012 г. Мирзоян А.В. и А.Р... заключили брак и после брака супруге присвоена фамилия Мирзоян.
В 2012 году в семье Мирзоян родился сын.
27 апреля 2020 г. Мирзоян А.В, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, обратился в жилищную комиссию войсковой части N с рапортом, в котором просил признать его с семьёй в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в "адрес"
Решением жилищной комиссии войсковой части N (протокол от 28 апреля 2020 г. N 4/20), утверждённым командиром войсковой части N, Мирзоян А.В. с составом семьи 3 человека (он, супруга и сын) признаны в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте жительства в городе Москве, с учётом доли жилого помещения, ранее полученного супругой от государства. При этом из текста данного решения следует, что супруга истца имела долю собственности (площадью 10, 25 кв.метров), полученную от государства.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Частью 8 ст. 57 названного Кодекса предусмотрено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В Краснодарском крае такой период составляет 5 лет и он установлен статьёй 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Как следует из исследованных документов, в 2005 г. супруга административного истца и ее малолетняя дочь получили от администрации "адрес" комнату в коммунальной квартире, являющейся муниципальной собственностью, приватизировали её и продали в июне 2007 г, то есть до заключения брака с Мирзояном А.В.
Таким образом, учитывая, что супруга административного истца как военнослужащая или как член семьи военнослужащего ранее жилым помещением либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений не обеспечивалась, а со дня отчуждения принадлежащей ей доли в комнате в коммунальной квартире прошло более 5 лет, суд приходит к выводу о том, что супруга административного истца обладает правом на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в составе семьи военнослужащего Мирзояна А.В. без учёта ранее имевшейся у неё доли жилого помещения.
Ссылку автора апелляционной жалобы на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определении от 29 сентября 2015 г. N 2141-О, суд второй инстанции признаёт несостоятельной, поскольку она не подлежит применению к возникшим правоотношениям после внесения законодателем изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ.
Таким образом, апелляционная жалоба административного ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сочинского гарнизонного военного суда от 11 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Мирзояна Армена Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий В.А. Тогубицкий
Судьи В.А. Патлань
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 ноября 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.