Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н, судей Патланя В.А, Тогубицкого В.А, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Петровой Т.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г, которым отказано в удовлетворении требований подполковника Науменко Ильи Ивановича о признании незаконным решения отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии истца и его супруги на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Науменко И.И. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение отделения (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N АХТ - 12/8, которым ему и его супруге отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку на истца и двух его детей 29 мая 2018 г. была предоставлена жилищная субсидия, а право супруги на обеспечение жильём производно от права военнослужащего.
Кроме того, административный истец просил суд обязать жилищный орган принять его и его супругу - Науменко А.В. на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, внести в соответствующую базу данных и обеспечить последнюю жилищной субсидией.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что с учётом изменений, внесённых в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N416-ФЗ, супруга истца имеет право на обеспечение жилым помещением. НауменкоИ.И. получена жилищная субсидия только на него и двоих детей без учёта супруги, которая не имеет самостоятельного права на получение жилья, что свидетельствует о том, что государство частично выполнило свои обязательства по обеспечению истца и членов его семьи жильем. При этом у истца и членов его семьи не имеется какого-либо жилья в собственности.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 3 п. 1 ст. 15 названного закона одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением на состав его семьи является совместное проживание с её членами, при котором они вправе претендовать на совместный учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и их предоставление по предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утверждённого приказом Министра обороны российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма.
Следовательно, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи. Члены семьи военнослужащего защищены этой гарантией при условии их совместного проживания поскольку не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. То есть их право на обеспечение жильем производно от права на его получение самим военнослужащим. Кроме того, реализация права на обеспечение жилищной субсидией находится в зависимости от соответствия требованиям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не только военнослужащего, но и членов его семьи.
В силу требований пункта 10 указанного Порядка уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, принимает решение о снятии последнего с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из вышеизложенного следует, что взятые государством обязательства по обеспечению военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, жильем и жилищной субсидией, считаются выполненными после их предоставления, влекущего снятие военнослужащих с жилищного учета.
По делу установлено, что Науменко И.И, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу по контракту в войсковой части N и в его личном деле в качестве членов семьи указаны: супруга А.В, сын Б.И. и дочь В.И.
В 2018 году Науменко И.И. на состав семьи 3 человека (он, сын Б.И. и дочь В.И..) был обеспечен жилищной субсидией.
В связи с этим решением жилищного органа от 19 июня 2018 г. N 303 Науменко И.И. снят с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Также решением указанного жилищного органа от 28 мая 2018 г. N 52 супруга истца снята с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку была обеспечена жилым помещением от государства в качестве члена семьи своего отца - военнослужащего.
Вступившим в законную силу решением Знаменского гарнизонного военного суда от 19 октября 2018 г. решение о снятии супруги административного истца с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признано законным.
Вступившим в законную силу определением Знаменского гарнизонного военного суда от 7 апреля 2020 г. Науменко И.И. отказано в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшемуся обстоятельству решения Знаменского гарнизонного военного суда от 19 октября 2018г. в связи с принятием Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ.
1 июня 2020 г. Науменко И.И. обратился в отделение (территориальное, г. Ахтубинск, Астраханская область) Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии его вместе с супругой на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Оспариваемым решением жилищного органа от 25 июня 2020 г. N АХТ - 12/8 ему в этом было отказано ввиду того, что ему была предоставлена жилищная субсидия.
Таким образом, государство выполнило свои обязательства по обеспечению истца и членов его семьи жильём.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что истец и члены его семьи, будучи обеспеченными жилищной субсидией, права на повторное принятие на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях от военного ведомства не имеют.
Доводы автора жалобы, о том, что супруга истца имеет право на обеспечение жилым помещением ввиду внесенных изменений Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ в абзацы 13 и 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются несостоятельными.
В целом, доводы автора жалобы направлены на переоценку доказательств и несогласие с выводами суда первой инстанции, что в силу статьи 309 КАС Российской Федерации, не может служить основанием для отмены принятого судебного постановления.
Таким образом, апелляционная жалоба представителя административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 7 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Науменко Ильи Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.