Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Каминской М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ОрлецкогоА.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9сентября 2020г, которым удовлетворены требования военнослужащего войсковой части N майора Борисюка Романа Николаевича о признании незаконным решения начальника 1отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанного со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Борисюк Р.Н, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20лет, состоял на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства "адрес" в форме предоставления жилищной субсидии с составом семьи пять человек (он, супруга и трое детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 15 мая 2020г. N22/сев Борисюк Р.Н. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и ему отказано в предоставлении жилищной субсидии в избранном месте жительства - г.Сочи, в связи с обеспеченностью жильем выше учетной нормы.
Борисюк Р.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать должностное лицо отменить указанное решение и восстановить его на жилищном учете.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены. Суд обязал начальника отдела управления жилищного обеспечения отменить оспоренное решение, указав, что в ноябре 2019 года истец убыл к новому месту службы и выехал из ранее занимаемого жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению автора жалобы, суд, установив, что Борисюк Р.Н. не вселялся в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" пришел к ошибочному выводу о недопустимости учета ее площади при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, статус члена семьи собственника жилого помещения, а также право пользования жилым помещением возникают и сохраняются в случае вселения лица в качестве такового и совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Как следует из разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данные разъяснения даны применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения. Эти же правила применяются при наличии у собственника нескольких жилых помещений.
Следовательно, с момента совершения собственником нескольких жилых помещений действий, направленных на вселение своего ребенка в одно из них, он приобретает статус члена семьи собственника жилого помещения.
Кроме того, из положений п. 2 ст. 288 ГК РФ следует, что собственник вправе использовать принадлежащее ему жилое помещение как для собственного проживания, так и для проживания членов своей семьи. Регистрация собственника по другому адресу на права самого собственника никаким образом не влияет. При наличии у собственника нескольких жилых помещений он может проживать в любом из них, при этом лица, вселенные им в качестве членов своей семьи в одно из жилых помещений, сохраняют данный статус на протяжении всего периода проживания в этом жилом помещении.
По делу установлено и сторонами не оспаривается, что с января 2016 года Борисюк Р.Н. в составе семьи из пяти человек вселился и проживал в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 42, 5 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери супруги истца (А.В.).
В тоже время согласно выписке из домовой книги ГУП "Единый информационно-расчетный центр" от 24 апреля 2020 г. А.В. со своим супругом и второй дочерью зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 72, 38 кв.м. (т. 1 л.д. 217).
Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, на каждого из восьми членов семьи А.В приходилось более 10 кв.м. общей площади жилого помещения, то есть выше учетной нормы, установленной в "адрес", - избранном БорисюкомР.Н. месте постоянного жительства.
Вместе с тем, судом установлено, что в соответствии с приказом командира войсковой части N от 29 ноября 2019 г. N 253, с учетом изменений, внесенных приказом от 1 июня 2020 г. N 105, истец переведен к новому месту службы в "адрес" и с 30 ноября 2020 г. приступил к исполнению должностных обязанностей.
В суде Борисюк Р.Н. пояснил, что должностным лицам отдела управления жилищного обеспечения было известно о его переводе его к новому месту службы. Также он показал, что его семья с августа 2020 года проживает с ним, о чем свидетельствует договор найма жилого помещения от 20 июля 2020 г, а также справки о регистрации членов его семьи по месту пребывания в "адрес", датированные 2 июля 2020 г. (т.1 л.д. 51, 101-105).
Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Следовательно, должностные лица жилищного органа должны были выяснить служебно-должностное положение истца и, установив, что Борисюк Р.Н. переведен к новому месту службы, учитывать данное обстоятельство при принятии решения о законности снятия его с жилищного учета.
Поскольку решение командования о перемещении Борисюка Р.Н. по службе в иной населенный пункт не было предметом оценки жилищного органа с точки зрения совершения истцом намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, то вывод гарнизонного военного суда о незаконности решения начальника отдела управления жилищного обеспечения от 15 мая 2020г. N22/сев, является правильным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 сентября 2020г. по административному исковому заявлению Борисюка Романа Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.