Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Захарова А.В.
Брандиной Н.В.
при секретаре
Поляковой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-922/2020 по иску Мороза Н. С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) на решение Апатитского городского суда Мурманской области от 27 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мороз Н.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Апатиты Мурманской области) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Мороз Н.С. указал, что решением пенсионного органа от 9 июля 2020 г. ему отказано в досрочном назначении пенсии по тем основаниям, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть назначена не ранее, чем через 1 год и 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, которым в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Полагал решение пенсионного органа незаконным, поскольку страховая пенсия по старости ему должна быть назначена по истечении 6 месяцев с момента приобретения специального стажа.
Истец просил суд признать незаконным и отменить решением пенсионного органа от 9 июля 2020 г, обязать ответчика назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено решение, которым иск Мороза Н.С. удовлетворен, признано незаконным решение УПФР в г. Апатиты Мурманской области от 9 июля 2020 г. На УПФР в г. Апатиты Мурманской области возложена обязанность назначить Морозу Н.С. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 4 июня 2020 г.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель УПФР в г. Апатиты Мурманской области Алексеева Л.С. просит решение суда изменить, назначить Морозу Н.С. пенсию на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии, то есть с 7 июля 2020 г.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения пункта 20 части 1 и части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Приложение N 7 к названному Федеральному закону приводит доводы о том, что право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, является отложенным.
Не соглашаясь с выводом суда в части определения даты назначения пенсии, указывает, что в силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно которому право гражданина на пенсию по данному основанию зависит только от продолжительности специального стажа, а также с учетом пунктов 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, обращение Мороза Н.С. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии могло последовать только после возникновения у него права на такую пенсию.
Приводит доводы о том, что на момент первоначального обращения истца 26 ноября 2019 г. в пенсионный орган за пенсией он не имел требуемой для ее назначения продолжительности специального стажа - 30 лет, соответственно, право на пенсию на тот период у него не возникло. С учетом включенных решением суда от 26 мая 2020 г. периодов в специальный стаж истца, требуемую продолжительность медицинского стажа и право на пенсию истец приобрел только 4 декабря 2019 г.
По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями пункта 18 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, истец мог обратиться с заявлением о назначении пенсии не ранее 4 июня 2020 г, то есть не ранее, чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, и в силу части 1 статьи 22 и части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пенсия истцу может быть назначена только со дня его обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем через 6 месяцев со дня возникновения права на нее.
Полагает, что поскольку истец повторно обратился в пенсионный орган за назначение спорной пенсии только 7 июля 2020 г, то есть после возникновения у него права на данную пенсию, в чем ему решением ответчика от 9 июля 2020 г. отказано и предложено обратиться за назначением пенсии по истечении срока, предусмотренного Приложением N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначение Морозу Н.С. досрочной страховой пенсии по старости с 4 июня 2020 г. (по истечении 6 месяцев с даты возникновения права на пенсию), а не с даты обращения истца в территориальный пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, противоречит положениям части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пункту 18 вышеназванных Правил от 17 ноября 2014 г. N 884н.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Положением части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению N 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году, страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 7 июля 2020 г. Мороз Н.С, _ _ года рождения, обратился в УПФР в г. Апатиты Мурманской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 172969/20 от 9 июля 2020 г. Морозу Н.С. отказано в установлении пенсии по причине отсутствия права на ее досрочное назначение.
Как следует указанного решения, документально подтвержденный специальный стаж истца составил 30 лет 01 месяц 11 дней. Стаж учтен по 31 декабря 2019 г. по сведениям персонифицированного учета и решению суда от 27 мая 2020 г, вступившему в законную силу 30 июня 2020 г. Требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ с учетом стажа, установленного в судебном порядке, приобретается со дня вступления рассматриваемого решения суда в законную силу. Страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при наличии решения суда, вступившего в законную силу в 2020 году, может назначаться не ранее, чем через полтора года со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, то есть через полтора года после вступления в силу судебного решения.
В решении N 65/1076 от 9 июля 2020 г. об отказе в установлении пенсии на основании решения суда N 2-404/2020 от 27 мая 2020 г, вступившего в законную силу 30 июня 2020 г, приведены аналогичные разъяснения, содержащиеся в решения N 172969/20 от 9 июля 2020 г.
Из дела также следует, что ранее 26 ноября 2019 г. истец обращался в УПФР в г. Апатиты Мурманской области по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, однако решением пенсионного органа N 317981/19 от 13 февраля 2020 г. в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием у заявителя требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (не менее 30 лет).
Вступившим в законную силу 30 июня 2020 г. решением Апатитского городского суда Мурманской области от 26 мая 2020 г. исковые требования Мороза Н.С. удовлетворены, включены в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 19 марта по 8 апреля 2001 г, с 9 ноября по 24 декабря 2002 г, с 13 марта по 24 марта 2006 г, с 4 февраля по 6 марта 2008 г, с 18 по 20 апреля 2011 г, с 21 мая по 9 июня 2012 г, с 20 октября по 22 ноября 2012 г, с 17 по 19 февраля 2014 г, с 17 по 27 января 2017 г, с 14 октября по 18 ноября 2017 г, 5 апреля 2019 г. в льготном исчислении (один год равен одному году шести месяцам).
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования Мороза Н.С, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным органом неправомерно отказано истцу в установлении досрочной пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения ответчика от 9 июля 2020 г.
Так, судом установлено, подтверждается материалами настоящего гражданского дела, материалами пенсионного дела Мороза Н.С. (отказное) и сторонами не оспаривалось, что с учетом включенных вступившим в законную силу решением Апатитского городского суда Мурманской области от 26 мая 2020 г. периодов трудовой деятельности истца в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, специальный стаж истца по состоянию на 4 декабря 2019 г. составил 30 лет 01 месяц 11 дней, то есть истец имеет необходимый стаж для досрочного назначения пенсии.
Принимая во внимание, что специальный стаж приобретен истцом 4 декабря 2019 г, и с учетом того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на назначение досрочной страховой пенсии у Мороза Н.С. возникло спустя шесть месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа, суд правомерно пришел к выводу о том, что досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежала назначению истцу с 4 июня 2020 г.
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно приведены в оспариваемом судебном постановлении и судебная коллегия считает их правильными.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с установленной судом датой назначения истцу пенсии, не являются основанием для изменения решения суда в оспариваемой части ввиду следующего.
По смыслу положений статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, а также пункта 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, граждане вправе обратиться с заявлением о назначении пенсии до момента возникновения права на нее (заблаговременно). При этом пенсия назначается с момента подачи заявления, если право на пенсию уже возникло, либо назначается с момента возникновения права на пенсию.
Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении трудовой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении пенсии по старости, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
Поэтому, если у истца возникло право на пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права, что и было сделано судом первой инстанции.
При таком положении, принимая во внимание, что неправильное решение пенсионного органа повлекло нарушение прав истца на надлежащее определение даты возникновения права на пенсию и, соответственно, своевременную реализацию указанного права, суд при разрешении спора обоснованно произвел оценку пенсионных прав с учетом трудовой деятельности истца на момент рассмотрения заявленных исковых требований и, установив факт наличия стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, признал за истцом право на назначение пенсии с даты, определенной с учетом положений Приложения N 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ и части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ.
Указанный вывод суда не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (ответ на вопрос N 29), согласно которым суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент рассмотрения дела судом первой инстанции и вынесения обжалуемого решения Мороз Н.С, с учетом имеющегося у него специального стажа, имел право на назначение с 4 декабря 2019 г. пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, то есть по основаниям, предусмотренным пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, оснований для отказа в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ему пенсию с указанной даты у суда не имелось.
Иных заслуживающих внимания правовых доводов апелляционная жалоба не содержит.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 27 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.