Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Захарова А.В.
Брандиной Н.В.
при секретаре
Поляковой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1023/2020 по иску Лобановой Анны Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 17 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В, объяснения представителя ответчика ГУ - УПФР в г. Мурманске Пискуновой М.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя истца Лобановой А.А. - Лотник Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Лобанова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ - УПФР в г. Мурманске, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что 20 мая 2019 г. обратилась в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 28 августа 2019 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, документально подтвержденный страховой стаж составил 14 лет 10 месяцев, 27 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 07 лет, 05 месяцев, 03 дня.
При оценке ее пенсионных прав пенсионным органом незаконно исключены: из подсчета страхового стажа период обучения в Мурманском педагогическом училище с 1 сентября 1983 г. по 26 июня 1987 г.; из страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера период работы в школе N 26 г. Мурманска с 1 сентября 1997 г. по 23 сентября 1997 г.; из стажа работы в районах Крайнего Севера период работы в АО "Мурманский рыбокомбинат" с 9 февраля 2012 г. по 20 февраля 2012 г.
Просила с учетом уточнения исковых требований обязать ГУ - УПФР в г. Мурманске включить в ее страховой стаж период обучения с 1 сентября 1983 г. по 26 июня 1987 г. в Мурманском педагогическом училище; в страховой стаж и работы в районах Крайнего Севера периоды работы с 9 октября 1992 г. по 17 января 1993 г. и с 23 января 1993 г. по 5 февраля 1993 г. в детском саду N 91 города Мурманска, с 1 сентября 1997 г. по 23 сентября 1997 г. в средней школе N 26 г. Мурманска, с 24 сентября 1997 г. по 7 октября 1997 г. в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2; в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 9 февраля 2012 г. по 20 февраля 2012 г. в АО "Мурманский рыбокомбинат".
Судом постановлено решение, которым исковые требования Лобановой А.А. к ГУ - УПФР в г. Мурманске о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, удовлетворены частично.
На ГУ - УПФР в г. Мурманске возложена обязанность включить Лобановой А.А. в страховой стаж период обучения: с 1 сентября 1983 г. по 26 июня 1987 г. в Мурманском педагогическом училище; в страховой стаж и работы в районах Крайнего Севера периоды работы: с 9 октября 1992 г. по 17 января 1993 г. и с 23 января 1993 г. по 5 февраля 1993 г. в детском саду N 91 г. Мурманска; с 24 сентября 1997 г. по 7 октября 1997 г. в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N2; в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 9 февраля 2012 г. по 20 февраля 2012 г. в АО "Мурманский рыбокомбинат". В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФР в г. Мурманске Когут В.Г, ссылаясь на нарушения норм материального права, просит решение суда в части включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севра периодов работы в детском саду N 91 г. Мурманска, в МБОУ г. Мурманска Лицее N 2, в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы в АО "Мурманский рыбокомбинат" отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Указывает, что пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, устанавливая обязательное обращение гражданина в пенсионный орган с письменным заявление о назначении пенсии и в установленные сроки с обязательным предоставлением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Отмечает, что при обращении истца 20 мая 2019 г. для назначения пенсии ей было разъяснено о необходимости представления дополнительный документов в срок до 20 августа 2019 г, однако документы о работе в спорные периоды в установленный срок предоставлены не были.
В связи с непредставлением в пенсионный орган при обращении за назначением пенсии документов, подтверждающих осуществление истцом работы в спорные периоды, у органа пенсионного обеспечения не имелось оснований для включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севра периодов работы в детском саду N 91 г. Мурманска, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2.
Период работы в АО "Мурманский рыбокомбинат" 09.02.2012 - 20.02.2012 не принят к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код территориальных условий (РКС), а комбинат является действующей организацией.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Лобанова А.А, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ее неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку решение суда обжалуется только в части возложения на ГУ - УПФР г. Мурманска обязанности включить в страховой стаж и работы в районах Крайнего Севера периоды работы в детском саду N 91 г. Мурманска, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2, в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в АО "Мурманский рыбокомбинат", законность и обоснованность выводов суда в остальной части решения в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверив материалы дела в оспариваемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с часть. 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 указанных Правил, в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
На основании пункта 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, согласно которому с 1 июля 1990 г. Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
В силу статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг(часть 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 мая 2019 г. Лобанова А.А, _ _ г.р, зарегистрированная в системе государственного пенсионного страхования _ _ г. обратился в ГУ - УПФР в г. Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 28 августа 2019 г. N * Лобановой А.А... в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано, ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Из решения пенсионного органа следует, что документами подтверждено наличие у Лобановой А.А.: страхового стажа - 14 лет 10 месяцев 27 дней; стажа работы в районах Крайнего Севера - 07 лет 05 месяцев 03 дня.
Пенсионным органом при оценке пенсионных прав Лобановой А.А. не был включен, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в АО "Мурманский рыбокомбинат" с 9 февраля 2012 г. по 20 февраля 2012 г, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код территориальных условий (РКС).
При обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии Лобановой А.А. в пенсионный орган были представлены паспорт гражданина РФ, свидетельство о браке, справка N * от 24 января 2019 г, копия записи акта гражданского состояния N * от 31 января 2019 г, заявление, документ подтверждающий место жительства, трудовая книжка *** N * от 23 августа 2018 г.
В тот же день, Лобановой А.А. выдано уведомление о необходимости предоставить дополнительные документы: паспорт гражданина РФ на ребенка 2003 г.р.; свидетельства о рождении детей, справки о заработной плате за 60 месяцев подряд за период до 2002 года, документ об образовании, справки о работе до 2002 года с содержанием сведений о преобразовании организаций, справку военного комиссариата (жена военнослужащего), документ, подтверждающий место жительства.
В дополнение Лобанова А.А. представила пенсионному органу 23 мая 2019 г. свидетельство о рождении ребенка, документ подтверждающий место жительства; 5 июня 2019 г. - справку жилищных органов; 18 июля 2019 г. - справку о заработной плате N * из МБОУ ООШ N 26, справку N * из МБОУ ООШ N 26, справку архивного учреждения N *; 26 июля 2019 г. - свидетельство о рождении, справку военного комиссариат; 12 августа 2019 г. - справку о заработной плате N * из Централизованной бухгалтерии и обслуживанию учреждений комитета по образованию администрации г. Мурманска, справку N * МБДОУ N 57; 13 августа 2019 г. - справку о заработной плате N * Комитета по образованию администрации г. Мурманска; 15 августа 2019 г. - справку образовательного учреждения N * от 14 августа 2019 г.
15 августа 2019 г. Лобанова А.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением, в котором указала, что иных документов в подтверждение стажа не имеет, просила вынести решение по имеющимся документам.
Ввиду непредставления сведений о наличии периодов работы до 2002 года, отсутствии этих записей в трудовой книжке при оценке пенсионных прав Лобановой А.А. пенсионным органом не рассматривались периоды работы истца в детском саду N 91 г. Мурманска с 9 октября 1992 г. по 17 января 1993 г. и с 23 января 1993 г. по 5 февраля 1993 г, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2 с 24 сентября 1997 г. по 7 октября 1997 г.
Разрешая спор и давая правовую оценку доводам сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж и работы в районах Крайнего Севера периодов работы истца в детском саду N 91 г. Мурманска и в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2, в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы в АО "Мурманский рыбокомбинат".
Оснований не согласиться с выводами суда в обжалуемой части решения, подробно мотивированными, соответствующими нормам права и основанными на исследованных доказательствах, у судебной коллегии не имеется.
Как установлено судом из пояснений истца, первоначальная трудовая книжка ее утрачена, в связи с чем все периоды работы до 2018 года подтверждались справками о работе.
Вместе с тем установлено, что периоды работы Лобановой А.А. с 9 октября 1992 г. по 17 января 1993 г. и с 23 января 1993 г. по 5 февраля 1993 г. в детском саду N 91 г. Мурманска подтверждены справкой МАДОУ г. Мурманска N 91 от 30 января 2020 г. N *, подписанной руководителем и скрепленной печатью, из которой следует, что в указанный период Лобанова А.А. работала в данном учреждении, расположенном в районах Крайнего Севера в должности воспитателя на полной ставке, выданной на основании приказов, штатного расписания, карточки форты Т-2, тарифных списков.
Согласно справке МБУО Центральной бухгалтерии по обслуживанию учреждений Комитета по образованию администрации города Мурманска филиал N 2 от 26 февраля 2020 г. N * работа истца оплачивалась в течении всего периода работы, отчисления в пенсионный в ПФР производились в полном объеме, основанием выдачи справки явились лицевые счета за 1992 - 1993 годы, справка подписана руководителем и бухгалтером, скреплена печатью.
В подтверждение периода работы Лобановой А.А. с 24 сентября 1997 г. по 7 октября 1997 г. в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2 представлена справка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманск "Лицей N 2" от 18 февраля 2020 г. N * подписанная директором и секретарем и скреплена печатью учреждения, из которой следует, что в указанный период Лобанова А.А. работала в данном учреждении, расположенном в районах Крайнего Севера в должности воспитателя.
Согласно справке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманск "Лицей N 2" от 7 февраля 2020 г. N * работа истца оплачивалась в течении всего периода работы, отчисления в пенсионный в ПФР производились в полном объеме, начислялись страховые взносы в ПФР по установленным тарифам, основанием выдачи справки явились лицевые счета за 1997 год, справка подписана директором и главным бухгалтером, скреплена печатью.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах у суда имелись основания для включения в страховой стаж и работы в районах Крайнего Севера спорных периодов работы Лобановой А.А. в детском саду N 91 и в муниципальном бюджетном образовательном учреждении г. Мурманска Лицее N 2.
То обстоятельство, что при обращении в пенсионный орган истцом не предоставлялись сведения о работе в детском саду N 91 и Лицее N 2, и не оценивались пенсионным органом, не умаляет права истца на их зачет в соответствующий стаж при рассмотрении дела судом; правовые основания для этого имеются.
Суд разрешилспор в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявленным требованиям.
Поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части не могут свидетельствовать о незаконности и необоснованности выводов суда.
Приходя к выводу о том, что имеются основания для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы Лобановой А.А. в АО "Мурманский рыбокомбинат" с 9 февраля 2012 г. по 20 февраля 2012 г, суд принял во внимание, что указанный период работы АО "Мурманский рыбокомбинат" отражен в выписке из лицевого счета застрахованного лица, согласно выписке из ЕГРЮЛ, организация находится в городе Мурманске, Мурманской области, что относится к районам Крайнего Севера, организация является действующей, филиалов и представителей в иных регионах не имеет.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо с кодом соответствующих особых условий (в данном случае - территориальных), а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета кода территориальных условий (РКС) при наличии подтвержденных, и не оспариваемых УПФ РФ в г. Мурманске сведений об осуществлении работы истцом в спорный период времени в районах Крайнего Севера, сам по себе не может являться безусловным основанием для отказа во включении соответствующего спорного периода ее трудовой деятельности в стаж работы в РКС, поскольку право истца не может быть поставлено в зависимость от ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей по предоставлению в пенсионный фонд сведений и документов, подтверждающих специальный стаж, дающий право на льготное назначение пенсии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г.
N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1, 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Из приведенных положений законодательства и разъяснений по их применению следует, что отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных работодателем в пенсионный орган, кода особых условий труда в спорные периоды работы истца и неуплата страховых взносов, не может повлечь для него неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку обязанность по предоставлению сведений и уплате страховых взносов лежит на работодателе, а право истца на досрочную пенсию по старости не может быть ущемлено и поставлено в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него в силу закона.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком не представлено, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, при наличии не оспариваемого подателем жалобы факта выполнения истцом трудовых обязанностей в спорный период времени с 9 февраля 2012 г. по 20 февраля 2012 г. в АО "Мурманский рыбокомбинат", расположенного в районах Крайнего Севера, начисления и уплаты за Лобанову А.А. страховых взносов, судом правомерно возложена обязанность на ответчика по включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера спорного периода работы.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска в отпариваемой ответчиком части, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и требованиям закона.
В целом доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 17 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.