Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Фадееве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-64/2020 по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 31 июля 2020 г, которым командиру войсковой части N отказано в удовлетворении иска о привлечении к полной материальной ответственности военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Одинцова Дмитрия Сергеевича.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N обратился в суд с иском к Одинцову Д.С. о привлечении его к полной материальной ответственности в размере 75 375 рублей 93 копейки.
В обоснование исковых требований истец указал, что при сдаче дел и должности "данные изъяты" "данные изъяты" войсковой части N в связи с переводом в войсковую часть N для дальнейшего прохождения военной службы Одинцов Д.В. в 2018 году не передал в установленном порядке материальные ценности, числящиеся за ним по продовольственной, вещевой и квартирно-эксплуатационной службам. В ходе инвентаризации имущества и административных расследований, проведённых в ноябре и декабре 2019 года, выявлена недостача материальных ценностей, числящихся за Одинцовым Д.С. по продовольственной службе в размере 1 007 рублей 82 копейки, вещевой службе - 62 322 рубля 42 копейки, квартирно-эксплуатационной службе - 12 045 рублей 69 копеек, а всего на общую сумму 75 375 рублей 93 копейки.
Решением гарнизонного военного суда командиру войсковой части N в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы истец, анализируя статью 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", пункты 52, 57 и 58 Наставления по правовой работе в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 317, статью 148 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, указывает, что Одинцов Д.С. в период прохождения военной службы в войсковой части N на воинской должности "данные изъяты" "данные изъяты" являлся материально ответственным лицом. Ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей Одинцов Д.С. при переводе к новому месту военной службы не передал на склад воинской части числящееся за ним имущество, что повлекло его утрату на общую сумму 75 375 рублей 93 копейки. В связи с этим ответчик подлежит привлечению к полной материальной ответственности.
Возражения Одинцова Д.С. против иска ничем не подтверждены и им в суд не представлен рапорт к командованию войсковой части N о предоставлении ему возможности сдать имущество, находящееся у него на ответственном хранении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении иска командира войсковой части N суд первой инстанции, сославшись на абзац пятый статьи 2, пункты 1, 3 статьи 3, пункт 3 статьи 4, статью 5 и пункт 5 статьи 6 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", пункты 197 - 200, 222 и 223 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333, исходил из того, что в причинении материального ущерба в размере 75 375 рублей 93 копейки виновен не только Одинцов Д.С, но и другие военнослужащие. При этом определение для каждого из них с учётом степени вины и вида материальной ответственности возложено на командира воинской части, а не на суд.
Однако данный вывод гарнизонного военного суда не соответствует обстоятельствам дела и не основан на законе.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности регламентируются Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих").
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ), военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине ущерб.
Перечень оснований привлечения военнослужащих к полной материальной ответственности определен статьей 5 того же Федерального закона.
Согласно этой правовой норме военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов;
в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Следует отметить, что абзац второй статьи 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (в редакции, действующей до изменений, внесённых Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ) предусматривал полную материальную ответственность военнослужащих, которым имущество было передано под отчёт для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Анализ изложенных правовых норм свидетельствует о том, что военнослужащий может быть привлечён к полной материальной ответственности лишь при наличии доказательств его виновности в причинении ущерба и установленных законом оснований, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По делу установлено, что Одинцов Д.С. проходил военную службу по контракту в должности "данные изъяты" "данные изъяты" войсковой части N и являлся материально-ответственным лицом в связи с получением им под отчёт материальных ценностей на подразделение.
В ходе проведения в 2018 году организационно-штатных мероприятий указанные подразделения сокращены.
На основании приказа командира войсковой части N от 23 ноября 2018 г. N N назначена постоянно действующая комиссия по приёму, сдаче дел и должности военнослужащими "данные изъяты" батальона, в том числе ответчиком.
Согласно приказу командира войсковой части N от 24 декабря 2018 г. N N, изданному по итогам проведения инвентаризации в воинской части имущество, числящееся за материально-ответственными лицами воинской части, было в наличии и его недостачи не обнаружено, за исключением имущества, числящегося за "данные изъяты" ФИО12
Из рапорта Одинцова Д.С. от 31 декабря 2018 г. следует, что ответчик сдал дела и должность "данные изъяты" "данные изъяты", за исключением материальных средств. При этом в данном рапорте содержится указание на приложение к рапорту ведомостей.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 5 марта 2019 г. N N Одинцов Д.С. освобождён от занимаемой воинской должности и назначен на воинскую должность "данные изъяты" войсковой части N, а приказом командира войсковой части N от 18 марта 2019 г. N N он исключён из списков личного состава воинской части с 19 марта 2019 г.
Приказом командира войсковой части N от 8 ноября 2019 г. N N комиссии воинской части предписывалось организовать и провести полную инвентаризацию и местонахождение имущества расформированного "данные изъяты" батальона (усиления), а также до 12 декабря 2019 г. передачу этого имущества другим материально ответственным лицам.
Как следует из заключения разбирательства, проведённого в войсковой части N с 11 ноября по 12 декабря 2019 г, по результатам инвентаризации лицевых счетов расформированного "данные изъяты" батальона (усиления) воинской части, обнаружена недостача материальных ценностей, числящихся за ответчиком. При этом размер ущерба с учётом амортизации и износа материальных средств составил:
- по продовольственной службе - 1 007 рублей 82 копейки;
- по вещевой службе - 62 322 рубля 42 копейки;
- по квартирно-эксплуатационной службе - 12 045 рублей 69 копеек.
Факт недостачи материальных ценностей в общем размере 75 375 рублей 93 копейки, числящихся за ответчиком, подтверждается заключениями по материалам административных расследований, проведённых в войсковой части N, справками-расчётами начальников соответствующих служб воинской части.
В силу статьи 154 и абзаца пятнадцатого статьи 155 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, "данные изъяты" в мирное и военное время отвечает: за исполнение обязанностей военной службы солдатами и сержантами; за воинскую дисциплину, безопасность военной службы и поддержание внутреннего порядка в роте; за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, а также личных вещей военнослужащих, находящихся в кладовой. Он подчиняется командиру роты, является непосредственным организатором внутренней службы в расположении роты и прямым начальником сержантов и солдат роты.
"данные изъяты" обязан своевременно получать и осматривать поступающие в роту оружие и другое военное имущество, строго следить за их наличием, правильной эксплуатацией и своевременно отправлять в ремонт.
На основании пунктов 196, 200, 201, 203, 204, 205 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333, все должностные лица, отвечающие за хозяйственную деятельность, при назначении на должность или переводе к новому месту службы должны лично принимать и сдавать дела и должность. Срок приёма (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа командира соединения (воинской части) о приёме (сдаче) дел и должности в соответствии с Уставом.
Руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам (службе, подразделению) до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность. На время приёма (сдачи) дел и должности текущая работа складов, как правило, прекращается. Выдача материальных ценностей в этот период производится только с письменного разрешения принимающего дела и должность или председателя комиссии.
Приём (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, оформляется актом приёма (сдачи) дел и должности (приложение N 11 к настоящему Руководству). К акту приёма (сдачи) дел и должности прилагаются материалы инвентаризации, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли. В случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту приёма (сдачи) дел и должности возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в качестве приложения к акту приёма (сдачи) дел и должности при его оформлении. Старший командир при утверждении акта приёма (сдачи) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение, о чём сделать соответствующую запись в каждом экземпляре акта приёма (сдачи) дел и должности.
Акт приёма (сдачи) дел и должности, а также материалы инвентаризации подписываются лицами, принимающими и сдающими дела и должность, а также членами комиссии. Кроме указанных должностных лиц, акты приема (сдачи) дел и должности подписываются лицами, принявшими материальные ценности на ответственное хранение.
Акт приёма (сдачи) дел и должности утверждается при приёме (сдаче) дел и должности командиром и старшиной подразделения - старшим командиром. О приёме (сдаче) дел и должности подается рапорт непосредственному начальнику.
На непосредственных начальников возлагаются организация и проведение приёма (сдачи) дел и должности подчиненными должностными лицами.
Из материалов дела следует, что Одинцов Д.С. в период прохождения военной службы в должности "данные изъяты" "данные изъяты" в войсковой части N в связи с расформированием подразделения в установленном законом порядке не сдал и не обеспечил сохранность материальных ценностей, числящихся за ним, что повлекло их утрату в размере 75 375 рублей 93 копейки.
При таких обстоятельствах, вопреки выводу гарнизонного военного суда, Одинцов Д.С, будучи материально-ответственным лицом в силу занимаемой воинской должности "данные изъяты", утратил полученные им под отчёт материальные ценности по вещевой, продовольственной и квартирно-эксплуатационной службам вследствие ненадлежащего исполнения им своих служебных и должностных обязанностей, а поэтому на основании абзаца второго статьи 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" подлежит привлечению к полной материальной ответственности.
Согласно статье 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного им ущерба, может быть уменьшен судом с учетом конкретных обстоятельств, в том числе в случае увольнения военнослужащего с военной службы (убытия (отчисления) с военных сборов, исключения из мобилизационного людского резерва) по состоянию здоровья, наличия у военнослужащего на иждивении инвалида, наличия у военнослужащего двух и более несовершеннолетних детей и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, а также с учетом степени вины и материального положения военнослужащего, в том числе если среднедушевой доход семьи военнослужащего ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанного военнослужащего.
В соответствии с заключением по материалам административного расследования, проведённого в войсковой части N 24 июля 2020 г, и приказа командира этой воинской части от 27 июля 2020 г. N N, вопрос об окончательной сдаче (списании) имущества, числящегося за материально ответственными лицами расформированного "данные изъяты" батальона, остался нерешённым в связи с низкой дисциплинированностью военнослужащих этого батальона, в том числе Одинцова Д.С, и бывших "данные изъяты" ФИО20, "данные изъяты" ФИО22, не проконтролировавших сдачу военнослужащими расформированного батальона и роты дел и должности и передаче имущества. В связи с этим в 2019 году после проведения инвентаризации было выявлена недостача материальных ценностей.
Данных о том, что после расформирования "данные изъяты" батальона командиром войсковой части N издавался приказ, которым определялся порядок, сроки передачи материальных ценностей и сдачи дел и должности Одинцовым Д.С. как материально-ответственным лицом, в материалах дела не имеется и истцом в суд не представлены.
Изложенное свидетельствует о том, что вследствие бездействия должностных лиц воинской части, указанных в заключении административного расследования и приказе командира войсковой части N от 27 июля 2020 г. N N, порядок и срок передачи ответчиком материальных ценностей до убытия его к новому месту военной службы в марте 2019 года не устанавливались, вследствие чего не были созданы необходимые условия для своевременной сдачи Одинцовым Д.С. имущества.
Поскольку указанные обстоятельства явились предпосылками ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей по своевременной передаче вверенного ему имущества и повлияли на степень его вины, а также принимая во внимание его материальное и семейное положение (согласно справкам войсковой части N, поступившим в суд апелляционной инстанции, размер ежемесячного денежного довольствия Одинцова Д.С. по состоянию на 31 июля 2020 г. составил 27 533 рубля 92 копейки, ответчик женат, имеет несовершеннолетнего ребёнка, а его супруга не работает), судебная коллегия приходит к выводу о возможности применения положений статьи 11 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" и уменьшения суммы денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика, до 50 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска командира войсковой части N.
В связи с тем, что требования истца, освобождённого от уплаты государственной пошлины, удовлетворены, то в соответствии с части 1 статьи 103 ГПК РФ, абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20, абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца десятого пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу, состоящие из государственной пошлины, подлежат взысканию с Одинцова Д.С. в местный бюджет в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 31 июля 2020 г. по иску командира войсковой части N к Одинцову Дмитрию Сергеевичу в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Иск командира войсковой части N удовлетворить частично.
Взыскать с Одинцова Дмитрия Сергеевича в пользу войсковой части N 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в счёт возмещения материального ущерба.
В удовлетворении иска командира войсковой части N в части требования о взыскании с Одинцова Д.С. материального ущерба в размере 25 375 (двадцать пять тысяч триста семьдесят пять) рублей 93 копейки отказать.
Взыскать с Одинцова Дмитрия Сергеевича в доход бюджета муниципального округа Арбат в городе Москве государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.