Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Романова В.С, при секретаре Ермолаевой Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6306/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 27 августа 2020 г, которым удовлетворён иск Абишевой ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) о назначении социальной пенсии по инвалидности.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 19 марта 2020 г. N N Абишевой отказано в удовлетворении заявления о назначении её дочери ФИО2, 2017 года рождения, являющейся инвалидом, социальной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку истцом в пенсионный орган не представлен документ, подтверждающий постоянное проживание дочери в г. Байконур.
Полагая решение ОПФР по г. Байконур незаконным, Абишева обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней дочери, в котором просила отменить решение от 19 марта 2020 г. и обязать ответчика установить ФИО3 социальную пенсию по инвалидности с момента возникновения права на неё.
Суд первой инстанции исковое заявление удовлетворил.
Суд признал незаконным и отменил решение ОПФР по г. Байконур от 19 марта 2020 г. N N и обязал ответчика назначить дочери истца социальную пенсию по инвалидности с 1 декабря 2019 г.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей г..Байконур осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г..по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г..Байконур понимаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и лица без гражданства, постоянно проживающие в г..Байконур. Кроме того, в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г..N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в нём установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории. В соответствии с Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 г..решение на постоянное проживание (регистрацию по месту жительства) принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации г..Байконур. На основании протокола режимной комиссии Отделением УФМС по Московской области в г..Байконур производится регистрационный учёт граждан по месту пребывания или месту жительства. Таким образом, с учётом специфики функционирования г..Байконур постоянное проживание (регистрация по месту жительства) является основополагающим фактором для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако из представленных Абишевой в пенсионный орган документов следует, что она с дочерью зарегистрирована в г..Байконур не по месту жительства, а по месту пребывания.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией г. Байконур понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями города Байконур признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконур и зарегистрированных в установленном порядке в администрации г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из копий удостоверения личности Абишевой (л.д. 8) и свидетельства о рождении ФИО4 (л.д. 10) видно, что истец и её дочь, "данные изъяты", являются гражданами Республики Казахстан.
Согласно копиям справки отделения по вопросам миграции УМВД России на комплексе "Байконур" (л.д. 8), справки из паспортного стола ЖЭУ N 1 г. Байконур (л.д. 11), поквартирной карточки (л.д. 12-14) и договора временного найма жилого помещения (л.д. 15-16), с 2004 года истец и члены её семьи, в том числе ФИО5 - с 2017 года, зарегистрированы по месту пребывания и фактически проживают в жилом помещении по адресу: "адрес" нанимателем которого является мать истца.
Из копии справки Бюро медико-социальной экспертизы N 1 ФКУ "ГБ МСЭ ФМБА России" (л.д. 27) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 проживающей по адресу: "адрес" установлена инвалидность - категория " "данные изъяты" дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ г.
Таким образом, согласно сведениям правоохранительных органов и организаций социального обслуживания г. Байконур, фактическим постоянным местом жительства Абишевой и её дочери является названный населённый пункт и они зарегистрированы в установленном порядке в администрации г. Байконур, как проживающие на его территории.
Из копии решения ОПФР по г. Байконур от 19 марта 2020 г. N N следует, что в декабре 2019 г. Абишева обратилась с заявлением о назначении дочери социальной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", к которому приложила, в том числе адресную справку о регистрации вместе с дочерью по месту пребывания в г. Байконур, выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и справку Отдела г. Байконур по социальному обеспечению филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация Правительство для граждан" по Кызылординской области от 20 декабря 2019 г. N N о том, что Абишева не состоит на учёте и не получает аналогичные выплаты в соответствующих органах Республики Казахстан. В назначении социальной пенсии по инвалидности ФИО7 отказано на том основании, что истцом не представлен документ, подтверждающий постоянное проживание дочери в г. Байконур.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 4, пунктов 1, 6 статьи 5, пунктов 1, 2 статьи 11 и статьи 12 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Социальная пенсия по инвалидности является видом пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Детям-инвалидам, постоянно проживающим в Российской Федерации, устанавливается социальная пенсия по инвалидности.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.
Таким образом, учитывая особый статус г. Байконур и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец и её дочь фактически проживают на территории г. Байконур, ФИО8 признана инвалидом и ей федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлена группа инвалидности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец, несмотря на отсутствие у неё с дочерью постоянной регистрации в г. Байконур, обоснованно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ФИО9 социальной пенсии по инвалидности.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что истцом в ОПФР по г. Байконур были представлены сведения о неполучении аналогичных выплат в уполномоченном органе Республики Казахстан. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что решение ОПФР по г. Байконур об отказе в назначении пенсии на основании заявления истца от 12 декабря 2019 г. является незаконным, и обоснованно признал за ФИО10 право на назначение социальной пенсии по инвалидности с 1 декабря 2019 г.
По изложенным основаниям судебная коллегия находит доводы ответчика несостоятельными, а его апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 27 августа 2020 г. по иску Абишевой ФИО11 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.