Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ряузова А.Н, судей: Великановой А.В, Романова В.С, с участием помощника судьи Орловой М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5995/2020 по апелляционной жалобе представителя ответчика - заместителя управляющего Государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - отделение Пенсионного фонда России по г. Байконур) ФИО9 на решение 26 гарнизонного военного суда от 23 сентября 2020 г, которым удовлетворено исковое заявление Ахмаганбетовой Гульмиры Амангельдиевны с требованиями к отделению Пенсионного фонда России по г. Байконур о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Романова В.С, судебная коллегия
установила:
как следует из материалов дела, гражданка Республики Казахстан Ахмаганбетова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором с учётом последующих уточнений просила признать незаконным решение отделения Пенсионного фонда России по г. Байконур от 22 мая 2020 г. N 1274/20 в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов обучения в Кызылординском педагогическом институте "данные изъяты" с 1 сентября 1990 г. по 17 июня 1994 г. и работы с 15 октября 1998 г. по 15 июля 1999 г, с 15 сентября 1999 г. по 15 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 20 января 2020 г. в Коммунальном государственном учреждении "Средняя школа N N" Карамакшинского районного отдела образования" Кызылординской области Республики Казахстан в должности "данные изъяты".
Кроме того, Ахмаганбетова Г.А. просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанные периоды её обучения в Кызылординском педагогическом институте "данные изъяты" и работы в Коммунальном государственном учреждении "Средняя школа N "данные изъяты"" Карамакшинского районного отдела образования" Кызылординской области Республики Казахстан в должности учителя "данные изъяты", а также назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 21 января 2020 г.
Гарнизонный военный суд иск Ахмаганбетовой Г.А. удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО10 просит решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика, анализируя положения пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", указывает, что при реализации права на досрочную страховую пенсию по старости применяются Списки и Правила, утверждённые указанным постановлением Правительства Российской Федерации, согласно которым право на такую пенсию в связи с педагогической деятельностью предоставляется при соблюдении условия работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях. Не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с трудовой деятельностью периоды, не связанные с осуществлением работы, в том числе отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска, отпуска по уходу за ребенком имевшие место до 6 октября 1992 г. и другие отвлечения от работы. Зачёт в стаж для определения права на досрочную страховую пенсию по старости обучение в педагогическом учебном заведении засчитывается при условии, если ему непосредственно предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность, имевшая место до 1 января 1992 г.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о включении истцу в указанный стаж периода обучения Ахмаганбетовой Г.А. в педагогическом учебном заведении с 1 сентября 1990 г. по 17 июня 1994 г. является необоснованным.
В жалобе обращается внимание на то, что поскольку институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей на территории Республики Казахстан отменён с 26 июля 1996 г, то спорные периоды работы истца правомерно не были включены в стаж для определения права на страховую пенсию на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Порядок пенсионного обеспечения граждан, постоянно проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
Согласно этим международным правовым актам г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В соответствии со статьёй 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.) назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения (к числу которых относится и Российская Федерация, и Республика Казахстан) производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Частями 1, 3 и 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), а также при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Однако пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено исключение из указанного правила, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1. статьи 30 этого Федерального закона (введена Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
На основании частей 2 и 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации указанного положения указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 данного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" и пунктами 1.1, 1.8 раздела "Наименование учреждений" указанного Списка предусмотрено, что работа в должностях воспитатель и учитель общеобразовательного учреждения "школы всех наименований" и "дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований" является основанием для зачёта в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность.
На основании пункта 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Кроме того, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), действовавшее до 30 сентября 1993 г.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Пунктом 4 Правил установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
По делу достоверно установлено, что Ахмаганбетова Г.А, 30 января 1972 года рождения, проживающая и зарегистрированная по месту жительства по адресу: г. Байконур, ул. Максимова, д.17, кв. 14, обратилась 21 января 2020 г. в отделение Пенсионного фонда России по г. Байконур с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 22 мая 2020 г. N 1274/20 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности.
При этом обучение Ахмаганбетовой Г.А. в Кызылординском педагогическом институте "данные изъяты" в период с 1 сентября 1990 г. по 17 июня 1994 г. ответчиком не зачтено в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.
Период работы Ахмаганбетовой Г.А. в Коммунальном государственном учреждении "Средняя школа N N" Карамакшинского районного отдела образования" Кызылординской области Республики Казахстан в должности учителя "данные изъяты" с 15 октября 1998 г. по 15 июля 1999 г, с 15 сентября 1999 г. по 15 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 20 января 2020 г. отделением Пенсионного фонда России по г. Байканур не зачтены в её специальный стаж в связи с тем, что институт досрочной пенсии за педагогическую деятельность в учреждениях для детей отменён на территории Республики Казахстан с 26 июля 1996 г, а также ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
Исследованными в судебном заседании копиями трудовой книжки Ахмаганбетовой Г.А, диплома ЖБ-II N N Кызылординского педагогического института "данные изъяты", архивными справками, справками Коммунального государственного учреждения "Средняя школа N N" Карамакшинского районного отдела образования" Кызылординской области Республики Казахстанн подтверждается, что в оспариваемые периоды времени истец обучалась в указанном педагогическом институте и работала в должности "данные изъяты" в названной школе.
Кроме того, теми же документами подтверждается факт работы Ахмаганбетовой Г.А. в детском саду N N в должности "данные изъяты" в период с 21 августа 1989 г. по 1 июля 1990 г. При этом приказом от 8 октября 1990 г. N N истец с 1 июля 1990 г. уволена с работы в связи с поступлением высшее учебное заведение, а с 9 июля 1994 г. начала свою трудовую деятельность в должности "данные изъяты".
Разрешая спорные правоотношения на основе анализа обстоятельств дела и правовых норм, суд первой инстанции, вопреки позиции представителя ответчика об обратном, правильно исходил из того, что по правилам международного договора, указанных положений законодательства, в специальный стаж Ахмаганбетовой Г.А. для установления права на пенсию на льготных основаниях подлежат учёту периоды её обучения в высшем учебном заведении и работы в должности учителя казахского языка и литературы на территории Республики Казахстан.
Поскольку поступлению Ахмаганбетовой Г.А. на обучение в высшее учебное заведение предшествовала её работа в качестве "данные изъяты", а после его окончания следовала её работа в должности "данные изъяты", то суд пришёл к верному выводу о том, что на основании пункта 2 Положения период обучения истца в Кызылординском педагогическом институте имени Коркат-Ата с 1 сентября 1990 г. по 17 июня 1994 г. подлежит включению в её специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В связи с тем, что в силу требований международных соглашений пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, к каковым относится Ахмаганбетова Г.А, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, то суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что независимо от отмены с 26 июля 1996 г. на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность, спорные периоды работы истца в должности "данные изъяты" подлежат зачёту в её специальный стаж.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу о праве Ахмаганбетовой Г.А, зарегистрированной в отделении Пенсионного фонда России по г. Байконур, на досрочную пенсию независимо от наличия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан в период её работы в учреждениях этого государства с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 21 января 2020 г.
Иная оценка обстоятельств дела и другое толкование правовых норм законодательства, которых придерживается представитель ответчика в апелляционной жалобе, являются несостоятельными по приведённым основаниям.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения суда.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 23 сентября 2020 г. по иску Ахмаганбетовой Гульмиры Амангельдиевны к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО11 - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.