Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю, судей Малеванного В.П. и Вишнякова О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Альбова Всеволода Евгеньевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее - УМВД России по Сахалинской области) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого дома, по апелляционной жалобе Альбова В.Е. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 6 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю, судебная коллегия
установила:
Альбов В.Е. обратился в суд с иском к УМВД России по Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого дома.
В обоснование требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказом УМВД России по Сахалинской области от 30 апреля 2013 года Nл/с он уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. 30 августа 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. На основании распоряжения N от 28 сентября 2012 года принят на учёт для получения данной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ между ним и Ф.И.О.1, являющейся гражданской "адрес", заключен брак. ДД.ММ.ГГГГ у них родился ребёнок, который также является гражданином данной республики. Супруга и сын были поставлены на учёт для получения вышеназванной выплаты вместе с ним. Указал, что решением жилищной комиссии от 7 августа 2019 года единовременная выплата предоставлена ему без учёта членов его семьи из расчёта 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, а не из расчёта 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Не согласившись с таким решением ответчика, просил признать незаконным бездействие УМВД России по Сахалинской области в связи с непредоставлением членам его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ответчика обязанность предоставить данную выплату в размере 21 кв.м. общей площади жилого помещения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
5 марта 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечена Альбова Марина Иосифовна в своих интересах и в интересах Ф.И.О.14.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 6 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Данное решение обжалует истец Альбов В.Е. В апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство не содержит запрет на проживание иностранных граждан или лиц без гражданства в качестве членов семьи нанимателя, которому предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Считает, что в решении изложен пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N14 неполно, а только в той части, которая выгодна в качестве мотивации для отказа в иске. Считает неправильным применение судом части 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как применение закона по аналогии не должно противоречить существу этого отношения. Полагает, что судом не оценены в полном объёме представленные им доказательства, доводы, а также необоснованно применены нормы, регулирующие правоотношения, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, и не имеющие отношения к предоставлению единовременной социальной выплаты.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель УМВД России по Сахалинской области Галат А.А. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Альбов В.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель УМВД России по Сахалинской области Галат А.А. возражала против отмены решения суда.
Третье лицо Альбова М.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 названной нормы, в частности если сотрудник органов внутренних дел не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1).
Частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона от 19 июля 2011 N247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие этого Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" норма предоставления площади жилого помещения составляет: 1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Таким образом, согласно приведенным нормативным положениям отношения, связанные с обеспечением сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, а также сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, жилыми помещениями в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ, определяющим также круг лиц, относящихся к членам семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного Федерального закона, и учитываемых при решении вопроса о предоставлении сотруднику единовременной социальной выплаты.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Альбов В.Е. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку имеет соответствующую выслугу лет и состоял на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, что сторонами не оспаривается.
Членами семьи Альбова В.Е. являются его супруга Альбова М.И, что подтверждается свидетельством о заключении брака N N от ДД.ММ.ГГГГ и сын Ф.И.О.8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии по жилищным вопросам УМВД Российской Федерации по Сахалинской области, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Альбову В.Е. была предоставлена указанная выше социальная выплата из расчёта на одного человека, с исключеним из состава его семьи его супруги и сына по мотиву того, что они являются гражданами "данные изъяты".
Разрешая требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции согласился с позицией стороны ответчика и указал, что в силу части 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, в связи с чем, применив аналогию закона к спорным правоотношениям, указал, что члены семьи сотрудника полиции также не могут быть обеспечены жилыми помещениями в Российской Федерации.
Однако с данным выводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статьей 4 названного федерального закона определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума от 2 июля 2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" перечень участников жилищных отношений определен частями 2 и 3 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся также иностранные граждане.
При этом судам следует иметь в виду, что частью 3 статьи 4 ЖК РФ на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами. Так, часть 5 статьи 49 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (часть 12 статьи 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Исходя из приведенных положений статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации судам при разрешении жилищных споров с участием иностранных граждан, лиц без гражданства необходимо учитывать, что каких-либо ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, статьи 31, 69, 100 ЖК РФ, определяющие соответственно права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма и нанимателя специализированного жилого помещения, не содержат.
В силу пункта 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223, социальная выплата предоставляться гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, то есть в данном случае имеется прямое указание, что получатель социальной выплаты должен иметь гражданство Российской Федерации, тогда как в том случае, когда это право предоставляется членам семьи сотрудника внутренних дел, такого ограничения не содержится.
Таких ограничений не содержится и в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где указано о праве сотрудника органов внутренних дел на получение социальной выплаты исходя из количества членов его семьи, к которым относятся его супруга и несовершеннолетние дети без установления каких-либо дополнительных условий, таких как наличие у них соответствующего гражданства.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось оснований для исключения из списка членов семьи Альбова В.Е. по мотиву отсутствия у них гражданства Российской Федерации и предоставлении ему социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения только на одного человека, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что Альбову В.Е. выделена социальная выплата из расчёта площади жилого помещения в размере 33 кв.м, тогда как при наличии трёх и более членов семьи норма обеспечения составляет 18 кв.м. на каждого, в данном случае норма предоставления должна составлять 54 кв.м, следовательно, истцу дополнительно подлежит выделение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исходя из расчёта 21 кв.м. площади жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Южно-Сахалинского городского суда от 6 июля 2020 года - отменить.
Признать незаконным бездействие УМВД России по Сахалинской области в связи с непредоставлением членам его семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на УМВД России по Сахалинской области обязанность предоставить Альбову В.Е. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого дома из расчёта 21 кв.м. общей площади жилого помещения.
Председательствующий В.Ю. Доманов
Судьи В.П. Малёванный
О.В. Вишняков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.