Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Разуваевой Т.А.
судей: Кочуковой Г.Н, Дорожко С.И.
при секретаре: Шадрине Б.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патрушина Е. И. к Краевому государственному казенному учреждению "Автобаза Правительства Хабаровского края" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, по апелляционной жалобе начальника Краевого государственного казенного учреждения "Автобаза Правительства Хабаровского края" - Гилева К.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н, пояснения представителя КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" - Васильева С.В, пояснения Патрушина Е.И. и его представителя - Боженко Л.И, судебная коллегия
установила:
Патрушин Е.И. обратился в суд с иском к КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований сослался на то, что 24.01.2017 г. был принят на работу к ответчику на должность водителя автомобиля. С 24.01.2017 г. он занимался ремонтом автомобиля, а с 1 февраля 2017 г. он был направлен на работу в г. Комсомольск-на-Амуре по месту постоянного жительства. С 31.12.2019 г. он был уволен в связи с сокращением штата по п.2 ст. 81 ТК РФ. Получив трудовую книжку, увидел запись о своей работе в местах, приравненных к районам Крайнего Севера. Однако доплату за работу (процентную надбавку - 50% и районный коэффициент - 50%) работодатель ему не производил.
Просил взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в виде процентной надбавки (50% и районного коэффициента (50%) за работу в местах, приравненных к районам Крайнего Севера) за период с 24.01.2017 г. по 31.12.2019 г. в сумме 440 928, 12 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 июля 2020 года исковые требования Патрушина Е.И. удовлетворены, в его пользу с КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края"N взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата в размере 440928, 12 руб.
В апелляционной жалобе начальник КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" - К.В. Гилев просит решение суда отменить в части взыскания в пользу истца заработной платы в виде недоначисленного районного коэффициента в размере 221464, 06 руб, ссылаясь на незаконность и необоснованность. При этом указывает, что согласно п.8 Информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 г. N 25-23/5995 районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен в размере 1, 2 (для г. Комсомольска-на-Амуре). Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.05.2017 N 211-пр "Об оплате труда работников краевых государственных казенных учреждений, подведомственных Правительству Хабаровского края", Положением об оплате труда и коллективным договором КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" установлен районный коэффициент для всех их работников в размере 1, 3. Суд не учел тот факт, что деятельность КГКУ по организации автотранспортных пассажирских перевозок не создает материальные блага и является непроизводственной сферой деятельности. Кроме того, взыскание государственной пошлины в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск" противоречит подп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца - Боженко Л.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.01.2017 г. между КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" и Патрушиным Е.И. заключен трудовой договор, согласно которому последний принят на работу, на должность водителя автомобиля.
Согласно разделу 4 Трудового договора истцу установлен должностной оклад в размере 8 910, 00 руб. и выплаты стимулирующего характера: премиальные выплаты по результатам работы за месяц в размере до 60% от оклада; премиальные выплаты по результатам работы за квартал в размере до 30% от оклада; выплата за интенсивность работы в размере 30% от оклада; выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой надбавки, в размерах от 10% до 30% -15% от оклада. Кроме того, установлены выплаты компенсационного характера: районный коэффициент - 30% заработка и надбавка за стаж работы в южных районах Дальнего Востока 30% заработка.
Согласно приказу о приеме на работу от 23.01.2017 г. Патрушин Е.И. принят на работу в структурное подразделения КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" водителем с установлением тарифной ставки (оклада) в размере 8910, 00 руб, ежемесячной премии до 60%, надбавки за интенсивность и высокие результаты работы 130%, процентной надбавки за выслугу лет 15%, дальневосточной надбавки 30%, районный коэффициент 30%.
С 31.12.2019 г. Патрушин Е.И. уволен на основании п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ - сокращение численности или штата работников организации.
Согласно справке, выданной ответчиком от 25.12.2019 г.N1.3-841, место работы Патрушина Е.И. находилось в г. Комсомольске-на-Амуре (местности, приравненной к районам Крайнего Севера).
Разрешая спор по существу заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 129, 146, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", разъяснениями Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, о том, что истец Патрушин Е.И. трудовые обязанности выполнял в г. Комсомольске-на-Амуре, т. е. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и имел право на получение в течение всего периода работы у ответчика процентной надбавки к заработной плате в размере 50%, а также районного коэффициента, подлежащего выплате независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях - 50%.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с указанным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу действующего трудового законодательства, учитывая, что работник является более слабой стороной в трудовых правоотношениях, именно на работодателе лежит бремя доказывания надлежащего исполнения обязательств по начислению и выплате заработной платы своевременно и в полном объеме.
В соответствии со статьей 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Частью второй ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со статьей 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 31 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).
Руководствуясь приведенными нормативными предписаниями, суд пришел к обоснованному выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу ст. 22 ТК РФ - прямая обязанность работодателя.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 в ред. от 26.04.2017, указано, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник.
Заработная плата истцу выплачивалась в размере должностного оклада без учета районного коэффициента 50% и без учета процентной надбавки к заработной плате в размере 50%.
Установив, что истец по трудовому договору осуществлял трудовую функцию в местности, где к заработной плате применяются районный коэффициент и процентная надбавка, суд пришел к обоснованному выводу о том, что районный коэффициент к заработной плате истца должен составлять 50%. При этом отсутствие в трудовом договоре условий о применении указанного районного коэффициента и процентной надбавки, в нарушение требований действующего законодательства, не лишает работника права требовать выплаты заработной платы, установленной законодательством.
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1980-7 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012; разъяснением Минтруда России от 16.05.1994 N 7; Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2; Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49; Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3.
В трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, засчитываются все периоды, в течение которых работник выполнял трудовую функцию в особых климатических условиях. При этом соответствующий трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и основания прекращения трудовых отношений.
Согласно ст. ст. 10, 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсий, пособий, компенсаций устанавливаются Правительством РФ. Молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. С 01 января 2005 г. указанная норма применяется в редакции ст. 26 Федерального закона N 122-ФЗ, в соответствии с которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях устанавливаются Правительством России.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным Перечнем г. Комсомольск-на-Амуре отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, оплата труда лица, работающего в неблагоприятных климатических условиях должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки, установленных для данной местности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о незаконном взыскании в пользу истца заработной платы в виде недоначисленного и невыплаченного районного коэффициента в размере 50% в размере 221464, 06 руб, как противоречащим п.8 Информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 г. N 25-23/5995, является несостоятельным, несоответствующим вышеприведенным нормам закона.
Довод апелляционной жалобы об осуществлении деятельности истца в непроизводственной сфере, что исключает установление ему районного коэффициента в размере 50%, судебная коллегия считает также несостоятельным, не соответствующим установленным по делу доказательствам и положениям материального закона.
Произведенный судом первой инстанции расчет задолженность проверен и признается судебной коллегией арифметически верным, ответчиком не оспорен.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию сторон, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Вместе с тем, довод апелляционной жалобы ответчика о незаконном взыскании государственной пошлины в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск" в размере 7 609, 28 руб. заслуживает внимания.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Поскольку КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" является государственным казенным учреждением, подведомственным Правительству Хабаровского края, взыскание государственной пошлины является необоснованным. В связи с чем указание о взыскании с КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" государственной пошлины подлежит исключению из резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 июля 2020 года по иску Патрушина Е. И. к Краевому государственному казенному учреждению "Автобаза Правительства Хабаровского края" о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Краевого государственного казенного учреждения "Автобаза Правительства Хабаровского края" - Гилева К.В. - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" в доход бюджета городского округа "Город Хабаровск" государственной пошлины в размере 7609, 28 руб.
Председательствующий: Т.А. Разуваева
Судьи: Г.Н. Кочукова
С.И. Дорожко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.