Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И, судей Курлаевой И.В, Соколовой Н.М, при помощнике судьи Жуковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании 05 октября 2020 года апелляционную жалобу ИФНС России по г. Клин Московской области на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 22 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Клин Московской области к Иванову Н. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В, установила:
ИФНС России по г. Клину Московской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Иванова Н.А. задолженности по земельному налогу: за 2015 год в размере 1 417, 00 руб. и за 2016 год в размере 1 417, 00 руб, пени по земельному налогу за 2015-2016 годы в размере 59, 67 руб.; задолженности по налогу на имущество физических лиц: за 2015 год в размере 63, 00, 00 руб. и за 2016 год в размере 82, 00 руб.
Заявленные требования мотивировала тем, что в налоговые периоды 2015-2016 годов Иванов Н.А, как собственник земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" в Клинском районе Московской области являлся плательщиком земельного налога, как собственник 1/5 доли жилого дома с кадастровым номером 50-50-03/2015/21-3285/15/162/3, расположенного в Клинском районе Московской области - плательщиком налога на имущество физических лиц. По месту жительства ответчику направлялись налоговые уведомления, затем - требовани об уплате недоимки и пени; налоговая обязанность в заявленной в иске сумме до настоящего времени не исполнена.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 22 апреля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Клину Московской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом; учитывая положения части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам и сборам.
Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик как налогоплательщик не имеет неисполненной обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в периоды 2015-2016 годов, поскольку в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных за Ивановым Н.А. в период с 01.01.1998 года по 08.08.2017 года правах на земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" и жилой дом с кадастровым номером 50-50-03/2015/21-3285/15/162/3.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных права Иванова Н.А. на указанные выше земельные участки и жилой дом.
Указанные обстоятельства также подтверждены ответами Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на запросы судебной коллегии по административным делам Московского областного суда.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на информационное письмо Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о том, что в сведениях о правообладателе указанных объектов недвижимости указан Иванов Н.А, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
С учетом приведенных нормоположений необходимо исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРН, и прекращается со дня внесения в ЕГРН записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Действительно, плательщиками земельного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Вместе с тем, административным истцом ни в суд первой, ни апелляционной инстанции документы о правах Иванова Н.А. на указанные выше земельные участки представлено не было.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса
Как указывалось выше, за Ивановым Н.А. право собственности на объекты недвижимости, в том числе 1/5 доли жилого дома с кадастровым номером 50-50-03/2015/21-3285/15/162/3 не зарегистрировано.
Согласно полученному ответу Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области" административный ответчик в числе правообладателей указанного жилого дома не значится. Кроме того, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 50-50-03/2015/21-3285/15/162/3.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 22 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Клину Московской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.