Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сальниковой В.Ю.
судей
Селезневой Е.Н.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 года гражданское дело N2-2040/2020 по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года по иску Ивичева Вячеслава Георгиевича к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю, выслушав объяснения представителя истца - Яковлева А.С, представителя ответчика - Кузнецова Н.Н, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ивичев В.Г. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении в размере 104 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17.11.2008 работал в Северо-Западном региональном центре МЧС России на различных должностях, последняя занимаемая должность - главный специалист-эксперт отдела подготовки (спасательных воинских и аварийно-спасательных формирований) управления. Приказом N49-К от 07.12.2018 прекращено действие служебного контракта и истец уволен 29.12.2018 со службы на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с ликвидацией Северо-Западного регионального центра МЧС России). Правопреемником ликвидированного лица является Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу. Работодателем нарушены нормы действующего законодательства при расчете компенсации при увольнении, поскольку расчет произведен без учета ежемесячной поощрительной выплаты.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30.06.2020 с Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу в пользу Ивичева В.Г. в счет недоплаченной суммы компенсации при увольнении взыскано 104 000 рублей, в счет компенсации морального вреда - 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Ивичев В.Г. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, направил для участия в заседании судебной коллегии своего представителя, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с применением положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ивичев В.Г. проходил федеральную государственную гражданскую службу в Северо-Западном региональном центре МЧС России с 17.11.2008, на основании служебного контракта от 01.01.2012 N87 и приказа от 28.11.2014 N 75-К замещал должность федеральной государственной гражданской службы - главного специалиста-эксперта отдела подготовки (спасательных воинских и аварийно-спасательных формирований) управления (пожарно-спасательных сил и специальных формирований) Северо-Западного регионального центра МЧС России.
На основании приказа N49-К от 07.12.2018 действие служебного контракта прекращено, истец освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и 29.12.2018 уволен с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением государственного органа.
Приказом N49-К от 07.12.2018 истцу установлена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Согласно расчетному листку за декабрь 2018 истцу указанная компенсационная выплата начислена и выплачена в сумме 62 227 рублей 95 копеек.
При этом в расчет денежного содержания при увольнении не включена ежемесячная поощрительная выплата в размере 26 000 рублей, установленная на основании Указа Президента Российской Федерации N1459 от 26.12.2006 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" для государственных гражданских служащих за добросовестное выполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 25.07.2006 N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N562, пришел к выводу о том, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его месячного денежного содержания для оплаты спорной компенсации, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N562 (далее - Правила).
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для Федеральных государственных органов дифференцировано указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации в 2015 - 2018 гг. принимались постановления, которыми также предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его месячного денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении по примененному основанию.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно применил положения статей 11, 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Выводы суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда приведенному правовому регулированию в полной мере соответствуют. При определении размера компенсации суд первой инстанции учел характер допущенных ответчиком нарушений, конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости. Определенный судом размер взыскиваемой компенсации 3 000 рублей необоснованным и несоразмерным последствиям неправомерных действий ответчика не является, истцом решение суда в части снижения размера взысканной компенсации не обжалуется, правовых доводов, свидетельствующих об ошибочности выводов суда в указанной части, апелляционная жалоба ответчика не содержит. По мнению судебной коллегии, определенная судом ко взысканию сумма компенсации морального вреда способствует восстановлению прав истца с соблюдением баланса интересов сторон.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, в целом сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств. Поскольку апелляционная жалоба ответчика правовых оснований к отмене постановленного решения в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержит, она удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.