Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2020 года административное дело N2а-2237/2020 по апелляционной жалобе Малиной-Семеновской Г. В, Кюлафлы М. А, Малина М. А. и Семеновского Д. А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Малиной-Семеновской Г. В, Кюлафлы М. А, Малина М. А. и Семеновского Д. А. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Имущество Санкт-Петербурга" об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административных истцов Кюлафлы М.А, Малина М.А, Малиной-Семеновской Г.В, Семеновского Д.А, представителя административных истцов адвоката Лапина В.В, действующего на основании ордера АN1910572 от 28 июля 2020 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малина-Семеновская Г. В, Кюлафлы М. А, Малин М. А. и Семеновский Д. А. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Имущество Санкт-Петербурга" (далее СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга), уточнив которое в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, просили:
-признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии решения о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером "... ";
-обязать административных ответчиков в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка площадью 2 345 кв.м с указанным кадастровым номером со следующим определением размера долей в праве общей собственности на земельный участок: Малина-Семеновская Г.А. - 2/5 доли, Кюлафлы М.А. - 1/5 доля, Малин М.А. - 1/5 доля, Семеновский Д.А. - 1/5 доля (л.д.7-9, 41-42).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в долях: Малина-Семеновская Г.А. - 2/5 доли, Кюлафлы М.А. - 1/5 доля, Малин М.А. - 1/5 доля, Семеновский Д.А. - 1/5 доля. 21 января 2019 года они обратились в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность пропорционально размеру долей в праве общей собственности на жилой дом земельного участка площадью 2 345 кв.м, на котором расположен жилой дом. Письмом от 15 февраля 2019 года СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" уведомило их о подготовке проекта распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность и направлении его на рассмотрение в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, и что о принятом решении они будут уведомлены дополнительно, однако до настоящего времени ответ по существу обращения они не получили. По мнению административных истцов, бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии решения о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером "... " нарушает их право на приобретение указанного земельного участка в общую долевую собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-1 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (л.д.7-9, 41-42).
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Малиной-Семеновской Г.В, Кюлафлы М.А, Малина М.А. и Семеновского Д.А. отказано (л.д.80-84).
В апелляционной жалобе Малина-Семеновская Г.В, Кюлафлы М.А, Малин М.А. и Семеновский Д.А. просят решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела, поскольку решение о предоставлении Малиной-Семеновской Г.В. 1/5 доли в установленном порядке Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга не принято, вывод суда об опечатке в распоряжении о предоставлении земельного участка в собственность Малиной-Семеновской Г.В. 1/5 вместо 2/5 доли, носит характер предположения, административные ответчики по данному обстоятельству объяснения не давали; заверенные копии распоряжения или решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга им не выдавалось (л.д.99-101).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные ответчики не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по электронной почте.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административные ответчики об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административных истцов и их представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, площадью 169, 8 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", площадью 48, 4 кв.м, Малиной-Семеновской Г.В. (1/5 с 04 июня 2017 года + 1/5 доли с 01 ноября 2007 года), Малину М.А. (1/5 доля с 01 ноября 2007 года), Семеновскому Д.А. (1/5 доля с 01 ноября 2007 года), Малиной М.А. (1/5 доля с 01 ноября 2007 года) (л.д.28, 30-31).
21 января 2019 года административные истцы обратились в СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 2345 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер "... ", пропорционально размеру долей в праве общей долевой собственности на принадлежащий им жилой дом
Письмом СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 15 февраля 2019 года Малиной-Семеновской Г.В, Малину М.А, Семеновскому Д.А, Кюлафлы М.А. сообщено, что учреждением подготовлен и направлен на рассмотрение в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга проект распоряжения N8400536 о предоставлении земельного участка в собственность (л.д.10).
25 марта 2019 года Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга издано распоряжение N... о предоставлении земельного участка, площадью 2 345 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", бесплатно в общую долевую собственность Малиной-Семеновской Г.В. (1/5 доли), Малину М.А. (1/5 доли), Кюлафлы М.А. (1/5 доли), Семеновскому Д.А. (1/5 доли) (л.д.57-58).
По сообщению Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года оснований для внесения в распоряжение от 25 марта 2019 года N... исправлений в части предоставления Малиной-Семеновской Г.В. доли земельного участка с "1/5" на "2/5" отсутствуют, оставшаяся 1/5 доля земельного участка на основании представленных документов не может быть предоставлена Малиной-Семеновской Г.В. бесплатно (л.д.117).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года N98 (далее Положение), является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Комитет проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля за его использованием и сохранностью, а также в сфере земельных отношений.
Задачами Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2 Положения является, в том числе реализация государственной политики в сфере земельных отношений на территории Санкт-Петербурга, защита имущественных прав Санкт-Петербурга.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе осуществляет юридические действия, связанные с принудительным прекращением прав пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельными участками ввиду их ненадлежащего использования, принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет юридические действия, связанные с разграничением государственной собственности на землю (пункт 3.25 Положения).
СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" создано Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N281, целью деятельности которого является материально-техническое обеспечение деятельности Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.2.18 названного Постановления предметом деятельности СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" является материально-техническое обеспечение реализации полномочий Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по осуществлению распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением осуществления действий по освобождению указанных земельных участков от движимого имущества третьих лиц, незаконно использующих земельные участки), если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года N15-р утвержден Административный регламент Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предоставлении в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, и на которых расположены здания, сооружения, правообладателям (собственникам и владельцам - обладателям права хозяйственного ведения и(или) оперативного управления) таких зданий, сооружений, помещений в них (далее - Административный регламент).
В соответствии с разделом III Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры (действия): прием и регистрация заявления; проверка содержания заявления и комплекта приложенных документов; подготовка и направление межведомственных запросов, иных запросов о представлении документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций; рассмотрение заявления; подписание проекта Договора аренды (купли-продажи) земельного участка или Распоряжения Комитета или Решения об отказе; регистрация и выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.
Пунктом 3.4.2.7. Административного регламента установлено, что ответственный специалист ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" при отсутствии оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность обратился гражданин Российской Федерации и при одновременном наличии двух условий (в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ): испрашиваемый земельный участок находится в фактическом пользовании заявителя, на данном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, формирует в ИТС "Кадастр-2" проект Распоряжения Комитета о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме согласно приложению N 13 к настоящему Административному регламенту, сканирует комплект документов и направляет в электронном виде начальнику УЗиОКР Комитета для принятия решения о предоставлении земельного участка и подписания Распоряжения Комитета заместителем председателя Комитета, курирующим и координирующим деятельность УЗиОКР, в соответствии с пунктом 3.5.2.5 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги в случае принятия Комитетом решения о предоставлении земельного участка заявителю является выдача заявителю (в случае рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") заверенной копии распоряжения Комитета о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по форме согласно приложению N 13 к настоящему Административному регламенту.
В соответствии с указанными положениями Административного регламента административным ответчиком СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" подготовлен и направлен на рассмотрение в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга проект распоряжения N8400536 о предоставлении земельного участка в собственность административных истцов и 25 марта 2019 года Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга издано распоряжение N43-РЗП о предоставлении земельного участка, площадью 2 345 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Подгорная, уч.2, бесплатно в общую долевую собственность административных истцов в равных долях по 1/5 доли.
В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.
Административные истцы оспаривают бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии решения о предоставлении им в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером "... ".
Вместе с тем, на основании заявления административных истцов СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" подготовлен проект распоряжения о предоставлении земельного участка, по результатам рассмотрения которого Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга 25 марта 2019 года издано распоряжение N... о предоставлении на основании пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в собственность Малиной-Семеновской Г.В, Малину М.А, Кюлафлы М.А, Семеновскому Д.А. земельного участка, площадью 2 345 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", бесплатно в общую долевую собственность по 1/5 доли в праве собственности каждому.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Решение Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу по предоставлению в собственность Малиной-Семеновской Г.В. в собственность 1/5 вместо 2/5 долей земельного участка административными истцами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии бездействия административных ответчиков и наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административных истцов с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 6 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малиной-Семеновской Г. В, Кюлафлы М. А, Малина М. А. и Семеновского Д. А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.