Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Есениной Т.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Зобиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2020 года административное дело N2а-1098/2020 по апелляционной жалобе Кизилова Д. И. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Санкт-Петербургу к Кизилову Д. И. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Санкт-Петербургу Порфиловой И.Н, действующей на основании доверенности от 09 июля 2020 года, административного ответчика Кизилова Д.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N21 по Санкт-Петербургу (далее МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу) обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Кизилова Д. И.:
-задолженность по транспортному налогу за 2015 год, 2017 год в размере "... " рубля, -пени на недоимку по транспортному налогу в размере "... " рубля "... " копеек, -задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере "... " рублей, -пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере "... " рублей "... " копейку (л.д.1-3).
В обоснование заявленных требований МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу указала, что ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по оплате транспортного налога за 2015 и 2017 годы, а также налога на имущество физических лиц за 2017 год; вынесенный судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени за 2015 год, 2017 год, налога на имущество физических лиц и пени за 2017 год был отменен определением мирового судьи в связи с поступившими возражениями от административного ответчика.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2020 года административное исковое заявление МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу удовлетворено, с Кизилова Д.И. взыскано: в пользу МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2017 годы в сумме "... " рубля, пени, начисленные в связи с неуплатой транспортного налога в размере "... " рубля "... " копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере "... " рублей, пени, начисленные в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц, в размере "... " рублей "... " копейку; в доход федерального бюджета -государственная пошлина в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.69-80).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Кизилов Д.И. просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом применен Закон, не подлежащий применению, и применены положения абзаца 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, утратившие силу; налоговые уведомление и требование направлены несвоевременно; расчет транспортного налога произведен без учета срока владения транспортными средствами; дело рассмотрено в его отсутствие без приглашения в зал судебного заседания (л.д.86-88132-134, 151-152).
Выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым в соответствии с пп.6 п.1 статьи 400 настоящего Кодекса относятся иные здания, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу пункта 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законом Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года N487-53 "О транспортном налоге" установлен транспортный налог и определены налоговые ставки для расчета транспортного налога.
В соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001, данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
Согласно пункту 20 указанных Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Согласно справке Главного управления Министерства внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Кизилова Д.И. были зарегистрированы транспортные средства:
-МЕРСЕДЕС 3234В, государственный регистрационный номер "... ", с 14 марта 2015 года до 2 ноября 2017 года;
-МЕРСЕДЕС 3234В, государственный регистрационный номер "... ", с 14 марта 2015 года до 10 ноября 2019 года;
-МЕРСЕДЕС ML 350 4MATIC, государственный регистрационный номер "... ", с 13 марта 2015 года до 7 марта 2018 года;
-МЕРСЕДЕНС-БЕНЦ 3234В 8х4, государственный регистрационный номер "... ", с 19 марта 2015 года до 18 сентября 2017 года;
-58149Z, государственный регистрационный номер "... ", с 14 марта 2015 года (л.д.155-163).
Также Кизилову Д.И. на праве собственности принадлежало в 2017 году "... " доля нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу направила Кизилову Д.И.:
-2 августа 2018 года налоговое уведомление N... от 14 июля 2018 года об уплате не позднее 3 декабря 2018 года транспортного налога за 2015 год и 2017 год в размере "... " рубля, налога на имущество физических лиц в размере "... " (л.д.6, 16);
-26 февраля 2019 года требование N... по состоянию на 31 января 2019 года об уплате в срок до 26 марта 2019 года недоимки по транспортному налогу в размере "... " рубля и пени в размере "... " рубля "... " копеек; налога на имущество физических лиц в размере "... " рублей и пени в размере "... " рублей "... " копейку (л.д.9-10, 17).
Определением мирового судьи судебного участка N86 Санкт-Петербурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 83 Санкт-Петербурга, 15 октября 2019 года отменен судебный приказ по делу N.., вынесенный 25 июля 2019 года мировым судьёй судебного участка N 83 Санкт-Петербурга о взыскании с Кизилова Д.И. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере "... " рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере "... " рублей "... " копейку; задолженности по транспортному налогу за 2015, 2017 годы в сумме "... " рубля и пени в размере "... " рубля "... " копеек (л.д.4-5).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, пришел к выводу о том, что процедура взыскания налога административным истцом соблюдена, срок обращения в суд с административным иском не пропущен, период владения транспортными средствами определен правильно.
Выводы суда являются правильными.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу направила Кизилову Д.И. налоговое уведомление от 14 июля 2018 года об уплате транспортного налога за два налоговых периода (2015 и 2017 годы) и не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, что соответствует положениям пунктам 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона 131-ФЗ от 20 октября 2005 года в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N396-ФЗ пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в другой редакции: в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N396-ФЗ положения пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям по исчислению и уплате соответствующего налога за налоговые периоды, начиная с 2016 года.
Таким образом, расчет транспортного налога за 2015 год производится исходя из положений пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона 131-ФЗ от 20 октября 2005 года, а за 2017 год - в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N396-ФЗ.
Положения пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу применены правильно с учетом даты регистрации транспортных средств на административного ответчика.
Расчет транспортного налога и налога на имущество физических лиц МИ ФНС России N21 по Санкт-Петербургу произведен верно, арифметических ошибок не содержит.
Произведенная 26 августа 2020 года административным ответчиком оплата налога на имущество за 2017 год и частичная оплата транспортного налога за 2017 года не является основанием для отмены решения суда, поскольку оплата произведена после вынесения судом решения.
Произведенная оплата подлежит учету на стадии исполнения решения суда.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с расчётом административного истца пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год начислены за период с 04 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в сумме "... " рублей "... " копейка; пени на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2017 годы за период с 4 декабря 2018 года по 30 января 2019 года в сумме "... " рубля "... " копеек (л.д.11, 12).
Расчет пени судебной коллегией проверен, арифметических ошибок не содержит, административным ответчиком не оспорен.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В требовании N... по состоянию на 31 января 2019 года установлен срок уплаты налога и пени до 26 марта 2019 (л.д.9-10).
Судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и пени вынесен 25 июля 2019 года, то есть в установленный шестимесячный срок после истечения срока, установленного в требовании (л.д.4).
Административный иск поступил к Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга 12 ноября 2019 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (15 октября 2019 года).
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга, в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "... " рублей "... " копеек "... "
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права опровергаются материалами дела.
Так, определением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2020 года судебное заседание было отложено на 12 февраля 2020 года в 14 часов 45 минут, о чем административный истец был извещен в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повесткой (л.д.61-63).
Согласно протоколу судебное заседание 12 февраля 2020 года было открыто в 14 часов 50 минут, в судебное заседание административный ответчик не явился (л.д.67-68).
Из журнала учета посетителей суда следует, что Кизилов Д.И. прошел в здание суда 12 февраля 2020 года в 14 часов 55 минут (л.д.139, 144).
Доказательств того, что административный ответчик явился в судебное заседание до окончания судебного заседания и ему было отказано в допуске в судебное заседание, административный ответчик не представил.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кизилова Д. И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.