Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Есениной Т.В, Стаховой Т.М.
при секретаре Шибановой С.А.
с участием прокурора Скибенко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2020 года административное дело N2а-4626/2020 по апелляционной жалобе Мелая Н. Н.ича на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года по административному исковому заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области о помещении Мелая Н. Н.ича, "дата" года рождения, гражданина Республики Абхазия, в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, до исполнения решения о депортации, но не более чем на 120 суток.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Козловой Л.Е, действующей на основании доверенности от 25 мая 2020 года сроком по 31 декабря 2020 года, административного ответчика Мелая Н.Н, заключение прокурора Скибенко С.А, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области) обратилось в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило поместить гражданина Республики Абхазия, Мелая Н. Н.ича, "дата" года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, до исполнения решения о депортации, но не более чем на 120 суток, и обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области указало, что 26 апреля 2019 года гражданин Республики Абхазия Мелая Н.Н. был осужден Октябрьским районным судом Санкт-Петербурга по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 ч.4 п. "а, б", 158 ч.4 п. "а", 158 ч.4 п. "а", 30 ч.3-158 ч.4 п. "а", 158 ч. 4 п. "а, б", 158 ч.4 п. "а" Уголовного кодекса Российской Федерации с 3 годам 10 месяцам лишения свободы. 15 апреля 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации вынесено распоряжение N... о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Абхазия Мелая Н.Н. сроком на 8 лет. Мелая Н.Н. содержится в ФКУ "Исправительная колония N5" УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и подлежит освобождению 24 июня 2020 года, законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации не имеет. Депортировать административного ответчика по освобождению из мест лишения свободы не представляется возможным в связи с невозможностью приобретения авиабилета. 24 июня 2020 года в соответствии с подпунктом 9.3 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" на основании решения ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мелая Н.Н. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на срок, не превышающий 48 часов. Так как дальнейшее помещение в указанное в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда, ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратился в суд с настоящим административным иском.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, Мелая Н.Н, "дата" года рождения, гражданин Республики Абхазия, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, до исполнения решения о депортации, но не более чем на 120 суток.
В апелляционной жалобе Мелая М.М. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что ему не вручены копия административного иска и документы к нему приложенные, представленные в суд распоряжение о нежелательном пребывании и решение о депортации приняты в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N 274 и являются недопустимыми доказательствами, поскольку не заверены надлежащим образом.
Выслушав объяснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Мелая Н. Н.вич, "дата" года рождения, является гражданин Республики Абхазия.
Приговором Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2019 года гражданин Республики Абхазия Мелая Н.Н. осужден по ст. 158 ч. 4 п. "а", "б", ст. 158 ч. 4 п. "а", ст. 30 ч. 3- 158 ч.4 п. "а" Уголовного кодекса Российской Федерации к трем годам десяти месяцам лишения свободы (л.д.11-12).
Согласно справке ФКУ "Исправительная колония N5" УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Мелая Н.Н. отбывал наказание в местах лишения свободы с 9 августа 2017 года по 24 июня 2020 года (л.д.11-12).
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N... признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Мелая Н.Н, гражданина Республики Абхазия, сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.13).
16 июня 2020 года ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основании пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принято решение N... о депортации Мелая Н.Н. (л.д.9-10).
16 июня 2020 года ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основании подпункта 9.3 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с невозможностью депортации по освобождению из мест лишения свободы по причине невозможности приобрести авиабилет принято решение о помещении Мелая Н.Н. по освобождению из мест лишения свободы в Центр временного содержания иностранных граждан N 1 Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на срок, не превышающий сорок восемь часов (л.д.6-7).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции установил, что представленные документы подтверждают наличие оснований для помещения Мелая Н.Н. на территории Российской Федерации в специальное учреждение на срок помещения, не превышающий 120 суток, срок является разумным, исходя из временных затрат, необходимых для осуществления процедуры депортации, и Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года N274 распространяется на принятие иных решений.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пунктов 9, 9.3, 9.4, 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 2 марта 2006 года N55-О, от 25 сентября 2014 года N1830-О, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 60, 61, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан.
Статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 указанного Федерального закона в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Пунктом 9 статьи 31 указанного Федерального закона установлено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 марта 2006 года N55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закреплённым целям (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершённого деяния.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N1830-О указал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Решение Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N... -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Абхазия Мелая Н.Н. и решение ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16 июня 2020 года N... о депортации Мелая Н.Н. в установленном порядке незаконными не признаны и не отменены.
Учитывая, что в отношении Мелая Н.Н. органом исполнительной власти в сфере миграции принято решение о депортации, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для помещения данного гражданина в специальное учреждение являются обоснованными.
Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации, предполагающего принудительное перемещение лица через государственную границу Российской Федерации.
Доказательств наличия намерений покинуть территорию Российской Федерации в добровольном порядке и наличие родственников, изъявивших желание принять Мелая Н.Н. на временное проживание и приобретение ему проездного билета, а также вида на жительство административным ответчиком не представлено.
Учитывая совершенное Мелая Н.Н. преступление и отсутствие у него законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, законных источников средств существования, отказ от добровольного выезда из Российской Федерации и приобретения проездного билета для выезда из Российской Федерации, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права не являются основаниями для отмены решения суда.
Так, из объяснений административного ответчика в суде первой инстанции, содержания апелляционной жалобы следует, что Мелая Н.Н. был знаком с административным исковым заявлением и решением Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о его нежелательности пребывания в Российской Федерации и решением ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу о депортации.
Согласно протоколам судебного заседания Мелая Н.Н. не ходатайствовал о вручении ему копии административного иска и копий документов к нему приложенных; замечания на протокол судебного заседания не подавались.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции Мелая Н.Н. вручены копия административного иска и копии документов.
Подлинность решения Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N... о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Абхазия Мелая Н.Н. и решения ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16 июня 2020 года N... о депортации Мелая Н.Н. проверены в суде апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мелая Н. Н.ича - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.