Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В, судей
Стаховой Т.М, Ивановой Ю.В.
при секретаре
В.Е.М.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-3447/2020 по апелляционной жалобе Н.Р.К. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 11 июня 2020 года по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу к Н.Р.К. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения административного ответчика Н.Р.К, возражения представителя административного истца межрайонной инспекции ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу - Ш.П.К. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Н.Р.К. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 год в размере 5 674 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 91 рубля 13 копеек.
В обоснование административного иска представитель Межрайонной инспекции ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу ссылался на то обстоятельство, что Н.Р.К. в 2016, 2017 году являлся собственником квартиры "адрес", однако, не выполнил предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации и направленным в его адрес уведомлением обязанность уплаты налога на имущество физических лиц, в связи с чем, в адрес Н.Р.К. направлено требование об уплате налога и пени, однако, на момент обращения налоговой инспекции в суд с данным иском требование об уплате обязательных налоговых платежей ответчиком не исполнено.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата", с учетом определения от "дата" об исправлении описки, исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу удовлетворены - с Н.Р.К. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 год в размере 5 674 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в размере 91 рубля 13 копеек.
Этим же решение с Н.Р.К. в доход государства взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Н.Р.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, предоставленным налоговому органу Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, Н.Р.К. в 2016, 2017 году на праве собственности принадлежала квартира "адрес".
"дата" в адрес Н.Р.К. посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление N... от "дата" об уплате, в том числе, налога на имущество в размере 2 735 рублей, срок исполнения требования до "дата" (л.д. 6 с оборотом).
Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило.
"дата" Межрайонной инспекцией ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу в адрес Н.Р.К. направлено требование N... об уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц в размере 2 735 рублей, пени в размере 46 рублей 65 копеек за неуплату налога на имущество физических лиц, начисленной по состоянию на "дата"; в требовании установлен срок уплаты до "дата" (л.д. 5 с оборотом).
Требование об уплате обязательных налоговых платежей налогоплательщиком не исполнено.
"дата" в адрес Межрайонной инспекцией ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу посредством электронного сервиса "личный кабинет налогоплательщика" в адрес Н.Р.К. направлено налоговое уведомление N... от "дата" об уплате, в том числе, налога на имущество в размере 2 939 рублей, срок исполнения требования до "дата" (л.д. 10, 11).
Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило.
"дата" налоговым органом в адрес Н.Р.К. направлено требование N... об уплате налога на имущество физических лиц в размере 2 939 рублей, пени в размере 44 рублей 48 копеек за неуплату налога на имущество физических лиц, начисленной по состоянию на "дата"; в требовании установлен срок уплаты до "дата" (л.д. 8, 9).
Требование об уплате обязательных налоговых платежей налогоплательщиком не исполнено.
"дата" мировым судьёй Санкт-Петербурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 193 Санкт-Петербурга по заявлению Межрайонной инспекцией ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу выдан судебный приказ о взыскании с Н.Р.К. налога и пени, который определением этого же мирового судьи от "дата" отменён в связи с поступившими от Н.Р.К. возражениями (л.д. 4).
Суд первой инстанции с учётом того обстоятельства, что доказательств своевременной уплаты налога и пени налогоплательщиком не представлено, применил к спорным правоотношениям положения главы 32, статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пришёл к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом иска.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц; факт владения на праве собственности недвижимым имуществом за указанный налоговый период, а также правильность представленного налоговой инспекцией расчёта налога на имущество физических лиц и пени со стороны Н.Р.К. в апелляционной жалобе не оспаривается; доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год и 2017 год ответчик в ходе судебного разбирательства в суд первой и апелляционной инстанции не представил.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Довод апелляционной жалобы Н.Р.К. о том, что Межрайонной инспекцией ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу пропущен срок обращения в суд, несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьёй по правилам главы 11.1 КАС Российской Федерации.
По существу заявленного требования мировым судьёй выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нём, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации мировой судья вправе отказать в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС Российской Федерации).
Из анализа приведённых норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьёй. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 КАС Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
"дата" мировым судьёй Санкт-Петербурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 193 Санкт-Петербурга по заявлению Межрайонной инспекцией ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу выдан судебный приказ о взыскании с Н.Р.К. налога и пени, который определением этого же мирового судьи от "дата" отменён в связи с поступившими от Н.Р.К. возражениями (л.д. 4).
Заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 27 по Санкт-Петербургу о взыскании с Н.Р.К. недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени поступило во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга "дата", то есть с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд (л.д. 2).
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 11 июня 2020 года по административному делу N 2а-3447/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Р.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.