Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Чуфистова И.В, Есениной Т.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2020 года административное дело N2а-980/2020 по апелляционному представлению заместителя военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту неопределённого круга лиц, на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 16 июня 2020 года, по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения административного истца, заместителя военного прокурора Выборгского гарнизона - Сагателяна К.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Выборгского гарнизона, действующий в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту неопределённого круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявление, в котором просил признать информацию, содержащуюся на странице Интернет-сайта по сетевому адресу: https://pravomer.info/, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, а также копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований административный истец указал, что военной прокуратурой Выборгского гарнизона произведен мониторинг сети "Интернет" на предмет выявления распространения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, содержащей сведения о возможности незаконного получения военного билета и освобождения от прохождения военной службы, а также о возможности приобретения удостоверений ведомств и организаций с целью уклонения от прохождения военной службы. По результатам проведенного мониторинга выявлен Интернет-сайт с сетевым адресом: https://pravomer.info/, на котором в свободном доступе размещена страница с информацией о возможности получения военного билета на законных основаниях, организации независимого медицинского обследования и юридически грамотный диалог с военкоматом, добиться решения призывной комиссии об освобождении от призыва в армию на основании законов РФ, а также предоставлении помощи в обжаловании решения призывной комиссии и приостановлении призыва на военную службу, с указанием цены за оказание данных услуг. Как указал административный истец, сведения о владельце сайта установить не представилось возможным. Административный истец отметил, что размещенная информация способствует незаконному получению военного билета, в том числе путем совершения уголовно-наказуемых деяний, создает предпосылки к совершению коррупционных преступлений и правонарушений, способствует уклонению граждан от исполнения воинской обязанности, подрыву обороноспособности Российской Федерации в виде невыполнения планов по призыву граждан на военную службу.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 16 июня 2020 года, в удовлетворении заявленного административного иска заместителя военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту неопределённого круга лиц, отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении заместитель военного прокурора Выборгского гарнизона просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение постановлено при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционного представления заместитель военного прокурора Выборгского гарнизона указывает, что судом необоснованно отклонено ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью предоставления суду лингвистического исследования информации, размещенной на сайте.
Административный истец, заместитель военного прокурора Выборгского гарнизона - Сагателян К.С, в заседание суда апелляционной инстанции явился, подержал доводы апелляционного представления, просил решение суда отменить.
Административный ответчик, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу; заинтересованное лицо, Компания "Правомер", в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Судебная коллегия, выслушав доводы заместителя военного прокурора Выборгского гарнизона, настаивавшего на удовлетворении апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведен мониторинг сети "Интернет" на предмет нарушений законодательства Российской Федерации в области размещения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и установлено, что на сайте https://pravomer.info/ в свободном доступе размещена информация о возможности получения военного билета на законных основаниях, освобождении от призыва на законных основаниях, получении законной отсрочки на один призыв или по обучению (аспирантура), помощи в получении военного билета для лиц старше 27 лет и снятии с воинского учёта, в связи с выездом за границу, а также предоставление индивидуального медицинского обследования, с указанием цены на оказание данных услуг.
Данные обстоятельства подтверждены рапортом помощника военного прокурора Выборгского гарнизона от 30 ноября 2019 года.
Сведений о владельце указанного сетевого ресурса, как указал административный истец, получить не представилось возможным.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что на сайте размещена информация по оформлению заказа, ценах на оказываемые услуги, то есть сайт содержит информацию о стоимости услуг за юридическое консультирование, что не является запрещенным на территории Российской Федерации.
Пунктом 17 статьи 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018), в ходе подготовки административного дела данной категории к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (например, владельцы сайтов в сети "Интернет", авторы размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основанием для включения в Реестр согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с частью 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 8 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Поскольку судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность по ее удалению, то решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга затрагивает права и законные интересы лиц, которые являются авторами информации, размещенной на указанном сайте, в связи с чем, они должны быть привлечены к участию в деле.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46, часть 1; статья 120, часть 1; статья 123, часть 3).
Согласно представленному в материалы дела письму ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" от 11 ноября 2020 года N13494 администратором доменного имени pravomer.info является LTD "Pravomer", а, следовательно, решением суда по настоящему делу затрагиваются права указанного лица, поскольку судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.
Вместе с тем, к участию в рассмотрении настоящего административного дела LTD "Pravomer" судом первой инстанции привлечен не был, в его адрес не направлялась копия административного искового заявления, извещения о дате, времени и месте слушания дела, его позиция по существу спора, в том числе об обстоятельствах, имеющих юридическое значение для разрешения настоящего спора, не выяснялась.
Кроме того, исходя из существа заявленного спора LTD "Pravomer" является надлежащим административным ответчиком по настоящему спору, исходя из того, что именно данное лицо имеет право на размещение информации на сайте, указанном в административном исковом заявлении, то есть фактически административным истцом заявлено о прекращении деятельности LTD "Pravomer" по размещению спорной информации.
Таким образом, не привлечение LTD "Pravomer" к участию в деле, повлекло нарушение его конституционного права на судебную защиту на основе соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в административном судопроизводстве, а также права на справедливый суд.
При таких обстоятельствах, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, как не соответствующее требованиям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмене с направлением дела в суд на новое рассмотрение, при котором надлежит учесть изложенное, с учетом сведений ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ", в том числе, обновленных по состоянию на настоящее время, определить состав лиц, участвующих в деле, разрешить возникший административный спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 16 июня 2020 года, отменить, административное дело N2а-980/2020 направить в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение в ином составе суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.