Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2020 года административное дело N2а-8073/2019 по апелляционной жалобе Диянова Ю. В. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Выборгской таможни к Диянову Ю. В. о взыскании суммы таможенных платежей, пени.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Выборгская таможня обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Диянова Ю. В. таможенные платежи в размере "... " рублей "... " копеек и пени в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.8-15 том 1).
В обоснование заявленных требований Выборгская таможня указала, что 20 апреля 2017 года Диянов Ю.В, являясь водителем ООО "АвтоЛогистик" и управляя автомобилем Volvo, государственный регистрационный номер "... ", совершил через таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза из Финляндии в Россию товара, без декларирования таможенному органу. На основании акта камеральной таможенной проверки от 06 июня 2019 года об установлении факта незаконного перемещения товаров и решения N... в связи с незаконным перемещением товаров в качестве водителя грузового транспортного средства 20 апреля 2019 года по экспортным документам N... у Диянова Ю.В. возникла солидарная обязанность по уплате таможенных платежей, в адрес Диянова Ю.В. направлено уведомление N... об уплате таможенных платежей и пени, которое не было исполнено в установленный срок, судебный приказ о взыскании таможенных платежей и пени отменен в связи с поступившими возражениями Диянова Ю.В. (л.д.8-15, том 1).
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2019 года административное исковое заявление Выборгской таможни удовлетворено, с Диянова Ю.В. взыскано: в пользу Выборгской таможни задолженность по таможенным платежам в размере "... " рублей "... " копеек и пени в размере "... " рублей "... " копеек, а всего "... " рублей "... " копейки; в доход бюджета Санкт-Петербурга - государственная пошлина в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.86-92 том 1).
В апелляционной жалобе Диянов Ю.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о факте незаконного перемещения товаров через таможенную границу и не исполнена обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, послуживших основанием для начисления таможенных платежей и пени; судом необоснованно не приняты во внимание представленные доказательства и документы, подтверждающие отсутствие товара в транспортном средстве и на территории Российской Федерации, а также отсутствие вступившего в законную силу приговора суда, устанавливающего вину административного ответчика (л.д.101-103 том 1).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец - посредством факсимильной связи, административный ответчик - телефонограммой.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Стороны об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Диянов Ю.В, управляя автомобилем Volvo, государственный регистрационный номер "... ", осуществил 20 апреля 2017 года пересечение государственной границы Российской Федерации на таможенном посту МАПП Светогорск Выборгской таможни (л.д.37 том 1).
Прибыв на территорию Российской Федерации на таможенный пост МАПП Светогорск, административным ответчиком для таможенного оформления в таможенный орган были предоставлены документы только на транспортное средство, документы на ввозимые товары им предоставлены не были (л.д.3-32 том 2).
В ходе оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с соглашением, заключенным между Российской Федерации и Финляндской Республикой о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 11 марта 1994 года, Выборгской таможней был направлен запрос в правоохранительные органы Финляндии о предоставлении документов, представленных административным ответчиком при оформлении процедуры экспорта в отношении товара, возможно перемещаемого в автомобиле Volvo, государственный номер "... "
14 сентября 2018 года административным истцом были получены экспортные и сопроводительные документы таможенного транзита N.., а также решение о выпуске товара с подтверждением убытия при перевозке груза (л.д.50-71 том 2).
В ходе оперативно-розыскных мероприятий административным истцом 17 июня 2018 года получены объяснения от Диянова Ю.В, из которых следует, что он неофициально работал в ООО "Автологистик" и им был перемещен товар в г.Москва до места выгрузки (л.д.177-178 том 1, 126-127 том 2).
Из акта опроса главного специалиста эксперта Выборгской таможни Макарова В.В. от 15 ноября 2018 года следует, что он работал в Выборгской таможне в период с 2012 по 2017 год на таможенном посту МАПП Светогорск, в его должностные обязанности входил прием документов, таможенный контроль перемещаемого товара и транспортных средств таможенного поста МАПП Светогорск Выборгской таможни. 20 апреля 2017 года прибыло транспортное средство с государственным регистрационным номером "... ", водителем поданы документы на транспортное средство и сообщено, что оно перемещается порожним. На основании данных документов и полученных сведений им были внесены весогабаритные сведения, свидетельствующие, что транспортное средство перемещается порожним в журнал "Контроль транспортных средств МАПП" и выписана весовая квитанция на транспортное средство, в которой указаны весогабаритные параметры с документов на транспортное средство и об отсутствии данных груза. Весогабаритные данные записывались в журнал со слов водителей и на основании представленных ими документами по причине поломки весов (л.д.179-180 том 1, л.д.160-161 том 2).
Согласно акту опроса контролера первой категории ОПК Светогорск "Автодорожное" ПС ФСБ РФ Служба в г.Выборге А.С.Е. от 22 ноября 2018 года с территории Финляндии 20 апреля 2017 года около 17 часов 26 минут прибыло грузовое транспортное средство, государственный регистрационный номер "... ", седельный тягач с тентовым полуприцепом, водитель которого Диянов Ю.В. предоставил на пограничный контроль заграничный паспорт и свидетельства о регистрации тягача и полуприцепа, после прохождения водителем пограничного контроля он подошел к грузовому транспортному средству и осмотрел его на предмет перемещения запрещенных предметов, посмотрел в кабину, спросил водителя о перемещаемом грузе, водитель пояснил, что перемещается опломбированный сборный груз, после осмотра полуприцепа установлено, что пломба присутствовала, после чего транспортное средство убыло для прохождения таможенного контроля в таможенную зону (л.д.181-184 том 1, л.д.166-169 том 2).
06 марта 2019 года таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлен факт незаконного перемещения товаров 20 апреля 2017 года через таможенную границу на транспортном средстве с государственным регистрационным номером "... ", о чем составлен акт камеральной таможенной проверки N... на основании которого принято решение N... от 14 марта 2019 года о возникновении у Диянова Ю.В. обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как у лица незаконного переместившего через таможенную границу Евразийского экономического союза 20 апреля 2017 года на транспортном средстве товары, указанные в экспортном документе Финляндии (MRN) "... " (л.д.37-38 том 1).
25 марта 2019 года Выборгская таможня направила Диянову Ю.В. уведомление N... об уплате таможенных платежей в размере "... " рублей "... " копеек (л.д.35 том 1).
20 июня 2019 года мировым судьей судебного участка N140 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ по делу N... о взыскании с Диянова Ю.В. в пользу Федеральной Таможенной службы Северо-Западное Таможенное Управление Выборгская Таможня таможенных платежей и пени в размере "... " рублей "... " копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере "... " рублей, который отменен определением мирового судьи судебного участка N140 Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года в связи с поступившими возражениями Диянова Ю.В. (л.д.34 том 1).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Диянова Ю.В. неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей в связи с незаконным перемещением товаров через таможенную границу.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств до 01 января 2018 года регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу статьи 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
С 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования может проводиться таможенный контроль в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.
Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 1 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Пунктом 7 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что таможенная проверка может быть камеральной или выездной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Пунктом 4 статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) результаты камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки.
Факт незаконного перемещения Дияновым Ю.В. через таможенную границу Таможенного союза товаров с их с сокрытием от таможенного контроля путем недекларирования на транспортном средстве марки Volvo с полуприцепом с государственными регистрационными знаками государственный регистрационный номер "... ", установлен актом камеральной таможенной проверки от 06 марта 2019 года и решением по результатам таможенной проверки от 14 марта 2019 года N...
Пунктом 1 статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары (пункт 2 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Аналогичные положения содержались в статье 81 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2018) до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Федерального закона.
Требование об уплате таможенных платежей согласно части 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статья 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (часть 6 статья 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Срок обращения в суд с административным иском Выборгской таможней соблюден.
Так, 20 июня 2019 года мировым судьёй судебного участка N140 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ, который отменен 23 июля 2019 года (л.д.34).
Административный иск в Невский районный суд Санкт-Петербурга поступил 21 августа 2019 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Размер подлежащего уплате таможенных платежей административным истцом произведен арифметически верно, таможенные ставки применены правильно.
В силу частей 2, 10 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
Судебной коллегией проверен расчёт таможенного платежа, начисленного в размере "... " рублей "... " копеек, и пени в сумме "... " рублей "... " копеек, который арифметических ошибок не содержит, административным ответчиком расчет таможенного платежа и пени не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 12 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Диянова Ю. В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.