Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ДГИ адрес на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, фио, паспортные данные
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить фио, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества адрес предоставить фио, паспортные данные, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений",
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он родился дата в адрес; относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Мать истца - Пацерковская (фио) фио, паспортные данные, - умерла дата Решением Гагаринского районного суда адрес от дата аннулированы актовая запись об установлении в отношении истца отцовства фио и запись об отцовстве фио в отношении фио, произведенная на основании записи об установлении отцовства. Распоряжением муниципалитета ВМО Коньково в адрес от дата N 183-Р фио (отчим), зарегистрированный по адресу: адрес, назначен опекуном истца; за несовершеннолетним закреплена жилая площадь в виде 2-х комнатной квартиры общей площадью 45, 0 кв.м, жилой площадью 28, 9 кв.м по адресу: адрес, где истец зарегистрирован с рождения. В квартире также зарегистрированы: фио, паспортные данные (бывший опекун, затем - попечитель, муж умершей матери истца), фио, паспортные данные (бабушка истца), фио, паспортные данные (неполнородная сестра истца). Жилое помещение находится в частной собственности. Собственниками квартиры являются: фио, 1/4 доли, фио, 1/3 доли, фио, 1/3 доли, фио, 1/12 доли.
Истец дата обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об установлении факта невозможности его проживания в жилом помещении по адресу: адрес.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании дата (протокол N 213) по жилищному вопросу истца приняла решение: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с непредоставлением сведений об обращении с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом, указанной Комиссией решение по вопросу установления факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу его регистрации принято не было.
В связи с изменениями федерального законодательства о порядке формирования субъектами Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец дата обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в указанный Список.
Распоряжением Департамент труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р истцу отказано во включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет. Указанное распоряжение мотивировано единственным доводом, а именно, - отсутствием решения об установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: адрес.
Истец полагая, что распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р об отказе во включении его в Список является незаконным, и он подлежит включению в Список и обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, обратился с иском в Пресненский районный суд адрес.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, обеспечил явку своего представителя, который заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ДТСЗН адрес по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление
Представитель ДГИ адрес по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению по доводам возражений на исковое заявление, представленным в судебном заседании.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности фио в судебном заседании суда первой инстанции представила возражения на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца, ДГИ адрес, адрес Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статьи 3 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В пункте 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
В части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Согласно части 3 статьи 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" учетная норма в адрес устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. В части 3 статьи 20 Закона адрес от дата N 29 установлено, что в адрес норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП (приложение 2), вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от дата N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В пункте 18 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, предусмотрено, что на заседании Комиссии рассматриваются документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
18.1. Выносится заключение о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.2. Выносится заключение о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.3. Принимается решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывается о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации, и срока их предоставления.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что истец родился дата в адрес; относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Мать истца - Пацерковская (фио) фио, паспортные данные, - умерла дата в адрес.
Решением Гагаринского районного суда адрес от дата аннулированы актовая запись об установлении в отношении истца отцовства фио и запись об отцовстве фио в отношении фио, произведенная на основании записи об установлении отцовства.
Распоряжением муниципалитета ВМО Коньково в адрес от дата N 183-Р (в редакции распоряжений муниципалитета ВМО Коньково в адрес от дата N 20-П и от дата N 84-П), над фио установлена опека с назначением опекуном фио, паспортные данные (отчима истца), с определением места проживания несовершеннолетнего совместно с опекуном по адресу их регистрации: : адрес, с закреплением за подопечным жилой площади по адресу регистрации.
Согласно Единому жилищному документу от дата фио с рождения зарегистрирован в 2-х комнатной квартире общей площадью 45, 0 кв.м, жилой площадью 28, 9 кв.м по адресу: адрес. В квартире также зарегистрированы: фио, паспортные данные (бывший опекун, затем - попечитель истца, муж умершей матери), фио, паспортные данные (бабушка истца), фио, паспортные данные (неполнородная сестра истца).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата, жилое помещение по указанному адресу находится в частной собственности. Собственниками квартиры являются: фио, 1/4 доли, фио, 1/3 доли, фио, 1/3 доли, фио, 1/12 доли.
фио достиг возраста 18-ти лет - дата, возраста 23-х лет - дата.
Истец дата обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: адрес.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании дата (протокол N 213) по жилищному вопросу фио приняла решение: "Отказать в предоставлении жилого помещения в связи с непредоставлением сведений об обращении с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вопрос установления факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу его регистрации Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот рассмотрен не был.
дата фио в соответствии с Правилами формирования списка обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамент труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р истцу отказано во включении в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в связи с отсутствием решения об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: адрес.
Иных мотивов для отказа во включении истца в Список, распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р не содержит.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в период с дата (возраста достижения истцом 18 лет) и до настоящего момента в жилом помещении по адресу регистрации истца: адрес, зарегистрированы по месту жительства и являются собственниками жилого помещения четыре человека: фио, фио, фио, фио; на каждого проживающего приходится 11, 25 кв.м общей площади жилого помещения (45, 0 кв.м : 4), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес (18 кв.м).
Следовательно, в период после дата, когда фио относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имелось обстоятельство невозможности его проживания в жилом помещении по адресу: адрес, предусмотренное подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ в систем единстве с пунктом 2 части 6 Закона адрес от дата N 61, а именно, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона, истец подлежал признанию нуждающимся в обеспечении жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и должен был быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако после дата и до достижения возраста 23 лет (дата) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, истец включен не был.
Как установлено в пункте 14 Правил формирования списка, акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона, однако распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р в качестве основания отказа истцу во включении в список не содержит ссылок на нормы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", мотивировано основанием, не предусмотренным Правилами формирования списка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397, и, следовательно, не соответствует требованию пункта 14 Правил формирования списка.
Также судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела было установлено, что в период после дата в связи с наличием обстоятельства невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: адрес, истец имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, но не был включен в список. Обстоятельство невозможности проживания истца в жилом помещении по указанному адресу, сохраняется до настоящего времени, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
При изложенных обстоятельствах суд посчитал, что истец не утратил нуждаемости в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с этим суд также пришёл к выводу, что распоряжение Департамент труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1488-Р об отказе во включении истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от дата N 267-ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397, в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене, а на Департамент труда и социальной защиты населения адрес надлежит возложить обязанность включить истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика адрес Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.