Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ДГИ адрес на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Исковые требования фио фио, действующей также в интересах фио, фио к Департаменту городского имущества адрес удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамент городского имущества адрес в предоставлении государственной услуги, выраженный в уведомлении от дата
Обязать Департамент городского имущества адрес повторно рассмотреть запрос (заявление) фио фио, действующей также в интересах фио, фио о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения.
В удовлетворении остальной части иска отказать.",
УСТАНОВИЛА:
Истец фио, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних фио и фио, обратилась в Пресненский районный суд адрес с иском к Департаменту городского имущества адрес и просит признать фио, фио, фио нуждающимися в жилом помещении и обязать Департамент городского имущества поставить перечисленных граждан на жилищный учет.
Исковые требования мотивированы тем, что семья истца в составе трех человек: фио, фио, фио занимает комнату 2 в квартире 21, находящейся по адресу: Москва, адрес. В соответствии с техническим паспортом на комнату, финансово-лицевым счетом на квартиру, общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 19, 0 кв. м, общая площадь квартиры составляет 48.10 кв.м, площадь помещений вспомогательного использования, а именно, балкона, составляет 2, 20 кв. адрес обращалась к ответчику с заявлениями о постановке ее семьи на жилищный учет, однако ей было отказано. В уведомлении об отказе в предоставлении услуги N33-5-24703/-19-/0/-1 от дата, ответчик отказал в постановке на жилищный учет, поскольку отсутствует нуждаемость в жилом помещении, т.к. на каждого проживающего приходится более учетной нормы. С указанным решением ответчика истец не согласна.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, заявленные требования поддержала, полагала иск подлежащим удовлетворению.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения иска, полагая решения Департамента обоснованным.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части обязания ответчика принять истцов на учет нуждающихся в жилых помещения как постановленное на основании неверно установленных обстоятельств дела при неправильном применении норм материального права, в остальной части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жилые помещения из жилищного фонда адрес или помощь адрес в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти адрес жителям адрес, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда адрес предоставляются на основании решений органов исполнительной власти адрес жителям адрес, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Жители адрес, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда адрес по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом адрес. Жителям адрес, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей адрес, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей адрес, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям адрес, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей адрес, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди. Уполномоченные органы исполнительной власти адрес обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.
Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда адрес в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
Согласно ст. 7 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством адрес.
В силу статьи 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители проживают в коммунальной квартире и в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, подтвержденного документами установленного образца, выдаваемыми клинико-экспертными комиссиями, при котором совместное проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно, независимо от учетной нормы площади жилого помещения. Перечень соответствующих заболеваний у граждан, при которых совместное проживание с ними в квартире невозможно, устанавливается федеральным законодательством; заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; пункт утратил силу; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).
Согласно части 1 - части 4 статьи 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти адрес разным семьям.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" за счет средств адрес обеспечивается право на жилые помещения жителей адрес, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, признанных нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством адрес, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио и ее несовершеннолетние дети - фио датар, и фио датар. зарегистрированы в квартире 21, находящейся по адресу: Москва, адрес, где занимают комнату N 2, площадью жилого помещения 19 кв.м. в двухкомнатной коммунальной квартире.
Истец фио является собственником указанного жилого помещения на основании договора определения долей и дарения доли в праве общей собственности на комнату от дата, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от дата N77-77/006-77/006/232/2015-97/3.
дата фио обратилась в Департамент городского имущества адрес с запросом (заявлением) о предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением ДГИ адрес от дата истцу было отказано в предоставлении государственной услуги, на основании того, что площадь занимаемого истцом жилого помещения - комнаты N2 составляет 30, 85 кв.м, что учитывается при расчете жилищной обеспеченности, а размер приходящейся на каждого члена семьи заявителя из трех человек, составляет 10, 28 кв.м, что составляет более учетной нормы.
Удовлетворяя требования истца в части признания незаконным отказа ДГИ адрес в предоставлении государственной услуги, суд исходил из того, что у истца в собственности комната в коммунальной квартире, следовательно, к ней применима учетная норма, равная 15 кв.м на человека, на каждого члена семьи истца приходится менее 15 кв.м, в связи с чем отказ адрес Москвы в принятии семьи истцом на учет является неправомерным.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку норма п. 4 ст. 9 Закона адрес N 29 о том, что размер учетной нормы составляет 15 кв.м площади жилого помещения для квартир коммунального заселения применим только к квартирам коммунальные заселения, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти адрес разным семья. Комната, в которой проживает семья истца, не была предоставлена ей по решению органов исполнительной власти адрес, а была приобретена истцом по гражданско-правовой сделке - договору дарения, заключенному истцом с мужем, а муж приобрел указанную комнату по договору купли-продажи в дата (л.д. 8), то есть по возмездной сделке. Таким образом, в отношении истца применима общая учетная норма, указанная в п. 3 ст. 9 Закона адрес N 29, равная 10 кв.м.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части признания незаконным отказ ДГИ адрес в предоставлении государственной услуги подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
В то же время судебная коллегия полагает, что отказ ДГИ адрес в рассмотрении заявления истца о принятии её семьи на жилищный учет является неправомерным по следующим основаниям.
Как было указано выше, ДГИ адрес полагает, что на каждого члена семьи истца приходится 10, 28 кв.м, что больше учетной нормы, при этом ДГИ исходит из площади комнаты, общей площади квартиры, приходящейся на долю истца, и площади балкона - 2, 20 кв.м, находящегося в квартире истца, то есть из площади жилого помещения, равной 30, 85 кв.м (28.65 кв.м + 2.20 кв.м - площадь балкона). Такая позиция ДГИ адрес основана на п. 6 ст. 1 Закона адрес N 29, в соответствии с которым учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет, а площадь жилого помещения, согласно п. 3 данной статьи, состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Однако такое понимание учетной нормы регионального законодательства противоречит Жилищному кодексу РФ, ч. 4 и ч. 5 ст. 50 которого предусматривает, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. При этом общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, по смыслу Жилищного кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения свидетельствует об обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, которая определяется без учета холодных помещений (балконов, лоджий, веранд, террас), на которых невозможно проживание.
Без учета балкона, находящегося в комнате истца, площадь жилого помещения, приходящегося на её долю, составляет 28.65 кв.м, то есть по 9.55 кв.м на каждого члена семьи истца, что менее учетной нормы в адрес, которая составляет 10 кв.м.
Судебная коллегия полагает, что при определении площади, приходящейся на каждого члена семьи истца, необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса РФ, поскольку в соответствии со ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. При этом в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении обеспеченности семьи истца жилыми помещениями необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса РФ как нормативного акта имеющего большую юридическую силу и учетную норму определять исходя из общей площади жилого помещения, находящегося в собственности истца в коммунальной квартире, без учета площади балкона, находящегося в комнате истца, поскольку проживание на балконе невозможно, в связи с чем отказ ДГИ адрес в предоставлении государственной услуги нельзя признать законным.
В то же время судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что поскольку суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), требование истцов об обязании Департамента городского имущества адрес принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не подлежит удовлетворению, так как принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится к исключительной компетенции адрес Москвы. В то же время для восстановления нарушенных прав истцов суд правомерно обязал ДГИ адрес повторно рассмотреть заявление истцов о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата в части признания незаконным отказ адрес Москвы в предоставлении государственной услуги отменить.
В указанной части вынести новое решение.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества адрес в предоставлении государственной услуги, выраженный в уведомлении от дата
В остальной части решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика адрес Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.