Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио, на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Исковое заявление фио к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества адрес удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 208) и от дата (протокол 214) по жилищному вопросу фио, паспортные данные
Признать за фио, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился с иском в суд к ответчикам Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества адрес, в котором просил признать незаконными и отменить решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 208) и от дата (протокол N 214) по жилищному вопросу фио, паспортные данные, признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование своих требований истец указал, что он родился дата в адрес, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - фио - заочным решением Тушинского районного суда адрес от дата ограничена в родительских правах в отношении фио и его сестер фио, паспортные данные, фио, паспортные данные фио умерла дата Сведения об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствуют. На основании постановления руководителя муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 305 несовершеннолетние фио, фио, фио отобраны у одинокой матери фио и направлены временно в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 194 фио направлен в детское учреждение на полное государственное обеспечение; за истцом сохранена жилая площадь по адресу: адрес. Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 149 в отношении истца была установлена опека по договору о приемной семье; опекуном назначен фио, проживающий по адресу: адрес; место проживания подопечного определено совместно с опекуном по его месту жительства.
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 415, за фио сохранено право пользования жилым помещением по адресу: адрес; установлено осуществлять контроль за правильным использованием жилой площади по указанному адресу, все сделки с данной жилой площадью производить только с предварительного разрешения муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес. Истец с рождения зарегистрирован в 3-х комнатной квартире общей площадью 58, 8 кв.м, жилой площадью 44, 4 кв.м, расположенной по адресу: адрес. В квартире также зарегистрированы по месту жительства: фио, паспортные данные (дядя истца), фио, паспортные данные (жена дяди), фио, паспортные данные (дочь фио), фио, паспортные данные (двоюродная сестра), фио, паспортные данные (сестра истца). Вид заселения - социальный наем. Лицевой счет открыт на фио. Ранее по указанному адресу были зарегистрированы по месту жительства мать истца фио (снята с регистрационного учета в связи со смертью) и сестра фио, паспортные данные (обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес по плану дата).
Согласно акту обследования жилого помещения по адресу: адрес, составленного дата комиссией специалистов по вопросам опеки, попечительства и патронажа ОСЗН по адрес и Южное Тушино адрес, в квартире фактически проживают: фио (дядя), фио (жена дяди), фио (дочь фио), фио (двоюродная сестра). Комиссия пришла к выводу о необходимости вынести на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос об установлении факта невозможности проживания фио в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, поскольку его возвращение в указанное жилое помещение противоречит интересам истца, в связи с проживанием в жилом помещении граждан, не являющихся членами его семьи, а также в связи с тем, что в случае вселение истца в квартиру, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составит 9, 8 кв.м, что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
На заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дата (протокол N 208) по жилищному вопросу истца принято решение в форме заключения: "Установить факт возможности проживания в жилом помещении по адресу: адрес, в связи с отсутствием обстоятельств, при которых проживание фио в жилом помещении противоречит его интересам".
На заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот дата (протокол N 214) по жилищному вопросу истца принято дополнительное решение: "Просить ОСЗН адрес оказать содействие законному представителю фио, в снятии с регистрационного учета по адресу: адрес, семьи дяди фио в составе 4 человек (он, жена, дочери, датар, датар.) в связи с распоряжением Префекта адрес от дата N 2712рп о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения. О принятых мерах проинформировать Комиссию в срок до дата".
Полагая, что решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 208) и от дата (протокол N 214) по его жилищному вопросу являются незаконными и у истца есть право на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фио обратилась с иском в Пресненский районный суд адрес.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, обеспечил явку своего представителя, который поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя Комиссии.
Представитель Департамента городского имущества адрес в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения адрес в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Отдела социальной защиты населения по адрес и Южное Тушино адрес в судебном заседании суда первой инстанции полагал необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статьи 3 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В пункте 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
В части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Согласно части 3 статьи 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" учетная норма в адрес устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. В части 3 статьи 20 Закона адрес от дата N 29 установлено, что в адрес норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП (приложение 2), вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от дата N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В пункте 18 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, предусмотрено, что на заседании Комиссии рассматриваются документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
18.1. Выносится заключение о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.2. Выносится заключение о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.3. Принимается решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывается о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации, и срока их предоставления.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что фио родился дата в адрес, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - фио, паспортные данные, - заочным решением Тушинского районного суда адрес от дата ограничена в родительских правах в отношении фио и его старших сестер фио, паспортные данные, фио, паспортные данные
фио умерла дата
Сведения об отце в свидетельстве о рождении истца отсутствуют (в графе "отец" указан прочерк).
На основании постановления руководителя муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 305 несовершеннолетние фио, фио, фио отобраны у одинокой матери фио и направлены временно в детское учреждение на полное государственное обеспечение.
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 194, фио признан нуждающимся в государственной защите (пункт 1); несовершеннолетний направлен в детское учреждение на полное государственное обеспечение (пункт 2); за фио сохранена жилая площадь по адресу: адрес, постановлено осуществлять контроль за правильным использование жилой площади (пункт 3).
фио был устроен в ГОУ Детский дом N 12 адрес, где находился под надзором до дата
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 149 в отношении фио была установлена опека по договору о приемной семье; опекуном назначен фио, проживающий по адресу: адрес; место проживания подопечного определено совместно с опекуном (приемным родителем) по его месту жительства.
Постановлением руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 415, за фио сохранено право пользования жилым помещением по адресу: адрес; установлено осуществлять контроль за правильным использованием жилой площади по указанному адресу, все сделки с данной жилой площадью производить только с предварительного разрешения муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес.
Согласно Единому жилищному документу от дата, фио с рождения зарегистрирован в 3-х комнатной квартире общей площадью 58, 8 кв.м, жилой площадью 44, 4 кв.м, состоящей из проходной (20, 0 кв.м), запроходной (12, 7) кв.м и изолированной комнат (11, 7 квм), расположенной по адресу: адрес.
В квартире также зарегистрированы по месту жительства: фио, паспортные данные (дядя истца), фио, паспортные данные (жена дяди), фио, паспортные данные (дочь фио), фио, паспортные данные (двоюродная сестра), фио, паспортные данные (сестра истца).
Вид заселения - социальный наем. Лицевой счет открыт на фио.
Из материалов дела следует, что ранее в жилом помещении по указанному адресу были зарегистрированы по месту жительства мать истца фио (снята с регистрационного учета в связи со смертью) и старшая сестра фио, паспортные данные (обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда адрес по плану дата).
Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, составленного дата комиссией специалистов по вопросам опеки, попечительства и патронажа ОСЗН по адрес и Южное Тушино адрес, в квартире фактически проживают: фио (дядя), фио (жена дяди), фио (дочь фио), фио (двоюродная сестра).
Комиссия пришла к выводу о том, что необходимо вынести на рассмотрение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос об установлении факта невозможности проживания фио в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, поскольку возвращение истца в указанное жилое помещение противоречит его интересам, в связи с проживанием в жилом помещении граждан, не являющихся членами семьи фио, а также в связи с тем, что в случае вселение истца в квартиру, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составит 9, 8 кв.м, что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата N 00-00-4001/5467/2018-9663, записи о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на имя истца отсутствуют.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании дата (протокол N 208) по жилищному вопросу истца приняла решение в форме заключения: "Установить факт возможности проживания в жилом помещении по адресу: адрес, в связи с отсутствием обстоятельств, при которых проживание фио в жилом помещении противоречит его интересам".
На заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дата (протокол N 214) по жилищному вопросу истца принято дополнительное решение: "Просить ОСЗН адрес оказать содействие законному представителю фио, в снятии с регистрационного учета по адресу: адрес, семьи дяди фио в составе 4 человек (он, жена, дочери, датар, датар.) в связи с распоряжением Префекта адрес от дата N 2712рп о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения. О принятых мерах проинформировать Комиссию в срок до дата".
Как было установлено судом, фио с рождения зарегистрирован в 3-х комнатной квартире, занимаемой на условиях социального найма, общей площадью 58, 8 кв.м, жилой площадью 44, 4 кв.м, расположенной по адресу: адрес.
В квартире по месту жительства зарегистрированы еще пять человек - семья дяди фио из четырех человек (он, жена фио, дочь жены фио, дочь фио) и сестра фио, паспортные данные Лицевой счет открыт на фио.
Согласно акту обследования жилого помещения по указанному адресу, составленного комиссией специалистов по вопросам опеки, попечительства и патронажа ОСЗН по адрес и Южное Тушино адрес дата, в квартире фактически проживают: фио (дядя), фио (жена дяди), фио (дочь фио), фио (двоюродная сестра). Сестра фио проживает в приемной семье фио и фио по адресу: адрес, адрес.
На каждого проживающего (имеющего самостоятельное право пользования) в жилом помещении по адресу: адрес, приходится 9, 8 кв.м общей площади (58, 8 кв.м : 6 человек), что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес (18 кв.м) и менее учетной нормы (10 кв.м).
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку проживание фио в жилом помещении по адресу: адрес, невозможно в силу наличия обстоятельств, прямо предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системном единстве с пунктами 1-"г" и 2 части 6 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", а именно: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес и менее учетной нормы площади жилого помещения, а также проживание в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи истца и, как следствие, является основанием для однократного предоставления фио благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснено, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с дата) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ).
Квартира по адресу: адрес, является единственным жилым помещением, право на которое имеет фио
При этом суд первой инстанции правомерно не согласился с доводом представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, указанном в отзыве на исковое заявление, и представителя Департамента труда и социальной защиты населения адрес о том, что решения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот по жилищному вопросу фио приняты с учетом информации Департамента городского имущества адрес от дата N ДГИ-И-46715/18 о том, что распоряжением Префекта адрес от дата N 2712рп супруге дяди истца на семью из 4 человек (она, дядя, дочери, датар, датар.) была предоставлена безвозмездная субсидия в размере 70% при социальной норме 83, 8 кв.м для приобретения жилой площади в дополнение к имеющейся жилой площади. Супруге дяди на семью из 4 человек была предоставлена безвозмездная субсидия в размере сумма Согласно предварительному договору субсидии от дата супруга дяди, дядя и дочери, датар, датар, приобретают в собственность (за сумму сумма) в равных долях 3-х комнатную квартиру по адресу: адрес, Павшинская пойма, мкр. 1, корп. 22, секция 2, этаж 20, проектной площадью 97, 2 кв. адрес исполнении сторонами обязательств, стороны обязуются заключить основной договор купли-продажи указанного жилого помещения.
фио, фио, фио, фио в установленном порядке утратившими право пользования жилым помещением по адресу: адрес, не признаны, в ходе рассмотрения дела доказательств выселения указанных лиц из жилого помещения, которое сохранено за истцом, сторонами не представлено.
Также судом было правомерно учтено, что постановлениями руководителя Муниципалитета ВМО Северное Тушино в адрес от дата N 194, от дата N 415 за фио сохранено право пользования жилым помещением по адресу: адрес; осуществление контроля за правильным использованием жилой площади по указанному адресу возложено на уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства адрес (в настоящее время - ОСЗН по адрес и Южное Тушино адрес).
Согласно абзацу второму и третьему пункта 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Суд пришёл к верному выводу о том, что ни статья 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не содержат указания на сроки предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список. Из этого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае наступления иных обстоятельств, указанных в Законе.
Решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот от дата (протокол N 208) нарушает право истца на своевременное предоставление жилого помещения по достижению им возраста 18 лет.
В связи с изложенным суд пришёл к верному выводу о том, что решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 208) об установлении факта возможности проживания истца в жилом помещении по адресу: адрес, не соответствует положениям статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" регулирующих данные правоотношения и, следовательно, является незаконным.
В силу вышеуказанных положений законодательства, фио имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот от дата (протокол N 214) по жилищному вопросу фио не соответствует перечню возможных решений Комиссии, установленному пунктом 18 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, и пункту 3.6 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП (приложения 1 и 3) и, следовательно, также признано судом незаконным.
В то же время суд обоснованно посчитал, что требование истца обязать Департамент городского имущества адрес предоставить ему однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно, Департаментом городского имущества права истца не нарушены.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика адрес Москвы по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.