Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при ведении протокола помощником судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционному представлению прокурора адрес, апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Прокурора адрес, действующего в интересах фио, к Департаменту городского имущества адрес, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в порядке ч.1, ст. 45 ГПК РФ - отказать.",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор адрес, действуя в интересах фио, паспортные данные, обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа о признании незаконным и отмене решения в форме заключения жилищной комиссии об отказе в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что фио, паспортные данные, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать, лишенная родительских прав, умерла дата, отец умер дата Постановлением муниципалитета внутригородского муниципального образования Ярославское в адрес от дата N 126-ОПНД над фио назначена опека со стороны бабушки фио, зарегистрированной по адресу: адрес, за истцом сохранена жилая площадь по адресу регистрации: адрес, собственником 1/4 которой он является совместно с бабушкой фио (3/4). Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Департаменте труда и социальной защиты населения адрес, дата (протокол N 219) фио отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного фонда адрес, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений ввиду его обеспеченности жилой площадью. Прокурор считает оспариваемое решение Комиссии незаконным, нарушающим права фио на предоставление благоустроенного жилого помещения, поскольку фио не является членом семьи Молчановка А.К, а потому он не может проживать в помещении, сособственником которого является.
Помощник Прокурора адрес, фио в судебное заседание суда первой инстанции явились, требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном заседании суда первой инстанции иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Ответчик ДГИ адрес в судебное заседание суда первой инстанции представителя не направил, извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, ранее представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица полагала иск подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец и доводам апелляционного представления прокурор адрес.
Изучив материалы дела, выслушав истца и представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражений на апелляционную жалобу и апелляционное представление, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как постановленное без учета фактических обстоятельств дела и с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, фио, паспортные данные, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать фио - фио решением Бабушкинского районного суда адрес от дата лишена родительских прав в отношении истца, умерла дата
Отец фио - фио умер дата
Постановлением муниципалитета внутригородского муниципального образования Ярославское в адрес от дата N 126-ОПНД над фио установлена опека со стороны бабушки фио, зарегистрированной по месту жительства по адресу: адрес; за подопечным сохранено право на жилую площадь по адресу: адрес; определено, что подопечный вместе с опекуном будут проживать по адресу регистрации опекуна.
Согласно единому жилищному документу фио с дата зарегистрирован в 2-х комнатной квартире общей площадью 37, 90 кв. м, жилой площадью 22, 90 кв. м, расположенной по адресу: адрес. В квартире также зарегистрирована бабушка истца фио, паспортные данные.
дата фио вступил в права наследования к имуществу умершего отца фио, принял в наследство 1/4 долю в квартире по указанному выше адресу, другим сособственником названного жилого помещения является фио (3/4).
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от дата следует, что фактически по названному выше адресу, являющемуся местом регистрации фио, проживает одна фио
Решением в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 219) фио отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда со ссылкой на обеспеченность истца жилой площадью.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1086-Р фио отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, свидетельствующие о невозможности проживания фио в принадлежащем ему на праве общей долевой собственности жилом помещении по адресу: адрес, с фио, приходящейся ему бабушкой.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не основаны на положениях действующего материального законодательства.
Из материалов дела следует, что на долю истца приходится 9, 47 кв.м в квартире по адрес, что меньше не только нормы предоставления, но и учетной нормы в соответствии с законодательство адрес (в соответствии с Законом адрес N 29 норма предоставления жилого помещения составляет 18 кв.м на одного человека, учетная норма составляет 10 кв.м на одного человека).
Кроме того, в указанной квартире вторым собственником является и проживает бабушка истца - фио, паспортные данные, которая не является членом его семьи, которая не была его опекуном. Опекун была вторая бабушка истца - фио
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статье 3 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является адрес;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в адрес;
3) адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
Таким образом, поскольку истцу на праве собственности принадлежит доля менее учетной нормы в жилом помещении, в котором проживает лицо, не являющееся членом семьи фио, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные Законом адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", для однократного предоставления истцу благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 219) по жилищному вопросу фио Кирилловичу, паспортные данные, которым отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда со ссылкой на обеспеченность истца жилой площадью, является незаконным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось оснований признавать решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 219) по жилищному вопросу фио Кирилловичу, паспортные данные об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда законным и обоснованным, решение суда первой инстанции принято без учета указанных выше фактических обстоятельств дела и норм материального права, что является основанием для его отмены и принятия нового решения, которым следует признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 219) по жилищному вопросу фио Кирилловичу, паспортные данные; признать за фио, паспортные данные право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить фио, относящему к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированого жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений в адрес.
В то же время судебная коллегия не усматривает оснований для вынесения решения по последним двум требованиям искового заявления о направлении решения в ДГИ адрес для организации исполнения и о направлении копии решения в прокуратуру адрес, поскольку данные требования не направлены на разрешение спора о праве и касаются процедурных вопросов получения и исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить, принять новое решение.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 219) по жилищному вопросу фио Кирилловичу, паспортные данные.
Признать за фио, паспортные данные право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент городского имущества адрес предоставить фио, относящему к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированого жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений в адрес.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.