Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Признать Распоряжение Департамента городского имущества адрес от дата N 53447 в части снятии с жилищного учета фио, фио, фио, фио незаконным.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества адрес восстановить фио, фио, фио, фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учёт - с дата,
УСТАНОВИЛА:
истцы фио, фио, фио, фио обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете, в котором просили признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес N53447 от дата в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий фио, фио, фио, фио по адресу: адрес, учетное дело N53-01-953490-1999-0148.0 как обеспеченных площадью жилого помещения по норме предоставления; обязать Департамент городского имущества адрес восстановить фио, фио, фио, фио, зарегистрированных по адресу: адрес, на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет и с сохранением даты первоначальной постановки как нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на то, что фио в составе семьи из 7 человек (она, фио датар, фио датар, фио датар, фио датар, фио датар, фио датар.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма от дата N 5327-01-2010-0000659 занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 43, 2 кв. м. С дата семья истцов в составе 6 человек (фио, фио, фио, фио, фио (ранее фио), фио датар.) состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес N53447 от дата семья фио (она, фио, фио, фио, фио) были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по адресу: адрес, как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления, поскольку основанием для снятия указанных лиц с учета нуждающихся послужило то, что у фио имеется 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: адрес, что составляет 39, 33 кв.м, и жилой дом общей площадью 156, 2 кв.м, расположенный по адресу: адрес, адрес, однако данное имущество перешло по наследству, кроме того, вышеуказанный жилой дом не должен учитываться, поскольку не пригоден для постоянного проживания. В связи с вышеизложенным, истцы обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями.
Представитель истцов и истец фио в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном виде.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Истцы фио, фио, фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены.
Представитель истцов фио, фио, фио по доверенности фио в заседание судебной коллегии явился, возражал по доводам апелляционной жалобы. Истцом фио и представителем истцов по доверенности фио представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению истцов о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, представителя истцов фио, фио, фио по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с П остановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
В силу ч.1 ст. 330 ГПК ПФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 названной статьи определено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу ст. 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 5) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).
Частью 1 статьи 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Согласно ст. 14 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями адрес до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда адрес с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей адрес, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью адрес жилых помещений.
На основании ч. 1 и ч. 3 ст. 20 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жителям адрес, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда адрес, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона адрес N 29 от дата при выявлении в ходе перерегистрации жителей адрес, подлежащих снятию с учета, уполномоченные органы исполнительной власти адрес принимают решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со ст. 15 настоящего Закона.
Согласно п.4 ч.1 ст.8 указанного Закона адрес, жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно Приложению N 1, благоустроенные жилые помещения в адрес должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от дата N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
На основании ст. 23 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио, датар, в составе семьи из 7 человек (она, фио, датар, фио, датар, фио, датар, фио, датар, фио, датар, фио, датар.) зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма от дата N 5327-01-2010-0000659 занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 43, 2 кв. м.
По данным ИС "Курс-3" на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата состояли 6 человек: фио, фио, фио, фио, фио (ранее фио), фио, датар, (учетное дело N 53-01-953490-1999-0148.0).
фио зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, где в составе семьи из 4 человек (он, фио, датар, фио, датар, фио датар.) занимают трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 77, 1 кв. адрес жилого помещения (по 1/3 доле в праве каждый) являются: фио, фио, фио, о чем в Едином государственном реестре недвижимости дата сделана запись о регистрации N 77-77-07/276/2014-672.
фио является собственником 2/3 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 59, 0 кв.м. по адресу: адрес, о чем в Едином государственном реестре недвижимости дата сделана запись о регистрации N 77:08:0008008:6695-77/003/2017-3; а также жилого дома (назначение объекта: жилой дом) общей площадью 156, 2 кв.м. по адресу: адрес, с. адрес, адрес (кадастровый номер: 50:12:0030430:114), о чем в Едином государственном реестре недвижимости дата сделана запись о регистрации N 50-50-12/004/2012-405.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 53447 фио, фио, фио, фио, фио (ранее фио) и фио сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что утратили основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспечены площадью жилого помещения по норме предоставления.
Согласно Заключению N221219/Н-1 по техническому состоянию объекта на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, составленному наименование организации от дата, в здании по адресу: адрес, с. адрес, адрес, отсутствуют централизованная или индивидуальная система отопления, в связи с чем, показатели внутреннего микроклимата не соответствуют нормативным требованиям, температура внутреннего воздуха на момент проведения обследования составляет 5 градусов С, относительная влажность воздуха 63, 9%. Таким образом, объект исследования не соответствует п. 12, п. 15 Постановления Правительства РФ от дата N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", а также п. 9.5 СП 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП дата (с Изменением N 1).
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь п. 2 ст. 6 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 50, 56 ЖК адресст. 23 Федерального закона от дата N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 8, 9, 14, 15, 16, 20 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", п. 12, 15 Постановления Правительства РФ от дата N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", п. 9.5 СП 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП дата (с Изменением N1), оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению и признал Распоряжение Департамента городского имущества адрес от дата N 53447 в части снятии с жилищного учета фио, фио, фио, фио незаконным, возложил на Департамент городского имущества адрес обязанность восстановить фио, фио, фио, фио на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учёт - с дата, поскольку истцы не улучшили свои жилищные условия, так как жилое строение, которое находится в собственности у фио, считать жилым, оснований не имеется, изменений в жилищных условиях у истцов, в результате которых были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло, обеспеченность истцов площадью жилого помещения на момент принятия оспариваемого распоряжения адресМосквы должна была определяться исходя из площади только того жилого помещения, право пользования которым они имеют.
При этом суммарная площадь жилых помещений, находящихся на праве пользования и на праве собственности у фио и членов ее семьи составляет 78, 6 кв. м. (43, 2 +35, 4 (59, 0*0, 6 (2/3)), а обеспеченность площадью жилого помещения на одного человека составляет 11, 2 кв.м. (78, 6 кв.м. / 7 человек), что не превышает установленную в адрес норму предоставления площади жилого помещения (18 кв. м на одного человека). Площадь жилого помещения, находящегося на праве пользования и на праве собственности у фио и членов его семьи, составляет 77, 1 кв. адрес по новому месту жительства у фио обеспеченность площадью жилого помещения на одного человека составляет 19, 3 кв. м (77, 1 кв. м / 4 человека), что превышает установленную в адрес норму предоставления площади жилого помещения (18 кв. м на одного человека), суд пришел к выводу, что правовых оснований для изменения адреса жилого помещения в связи с изменением места жительства в пределах адрес и дальнейшего состояния на жилищном учете у фио не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В силу ст. 5 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до дата в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договора социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договора социального найма.
Согласно п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от дата N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения.
В случае наличия в составе комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностных лиц, осуществивших выдачу разрешения на строительство многоквартирного дома либо осуществивших выдачу разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, а также представителей органов государственного надзора (контроля), органов местного самоуправления, организаций и экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, участвовавших в подготовке документов, необходимых для выдачи указанных разрешений, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о создании другой комиссии в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта. При этом в состав такой комиссии не включаются указанные лица и представители.
Состав комиссии, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях оценки и обследования помещения или многоквартирного дома в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, формируется в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 7 настоящего Положения. При этом в состав этой комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
На основании п. 8 Постановления Правительства РФ от дата N 47, орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
В соответствии с п. 41 Постановления Правительства РФ от дата N 47 не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ от дата N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Анализируя вышеприведенные нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, суд первой инстанции необоснованно приняв во внимание Заключение по техническому состоянию объекта на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, составленное наименование организации от дата N221219/Н-1, пришел к выводу о том, что дом по адресу: адрес, с. адрес, адрес, не пригоден для постоянного проживания. Как усматривается из технического паспорта на указанный объект индивидуального жилищного строительства, назначение объекта - жилое, фактическое использование - по назначению (л.д. 196). Кроме того, из материалов дела не следует, что дом по адресу: адрес, с. адрес, адрес, в установленном законом порядке признавался непригодным для постоянного проживания, в связи с чем площадь указанного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности фио, состоящей на учете по улучшению жилищных условий, должна учитываться при определении площади жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи фио
Таким образом, суммарная площадь жилых помещений, находящихся на праве пользования и на праве собственности у фио и членов ее семьи, составляет 234, 8 кв. м. (43, 2 +35, 4 (59, 0*0, 6 (2/3)+156, 2), а обеспеченность площадью жилого помещения на одного человека составляет 33, 5 кв.м. (234, 8 кв.м. / 7 человек), что превышает установленную в адрес норму предоставления площади жилого помещения (18 кв. м на одного человека), в связи с чем фио и члены ее семьи законно и обоснованно сняты с жилищного учета.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оспариваемое истцами Распоряжение Департамента городского имущества адрес от дата N 53447 является законным и отмене не подлежит, а решение суда первой инстанции следует отменить и постановить в соответствии со ст. 328 ГПК РФ новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио к Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио к Департаменту городского имущества адрес о признании распоряжения незаконным, восстановлении на жилищном учете - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.