Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Филатовой Н.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 20 мая 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-2178/20), которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение N 1680823/19 от 25.10.2019 г. ГУ ГУ ПФР 7 по Москве и Московской области об отказе в назначении Федотову Д.А. незаконным в части отказа включения периодов работы с 10.04.2002 г. по 01.06.2004 г. в должности спасателя в Центральном региональном поисково-спасательном отряде МЧС; с 01.01.2019 г. по 11.07.2019 г. в должности спасателя в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный отряд" (отряд Центроспас).
Включить в стаж Федотова Д.А. периоды работы с 10.04.2002 г. по 01.06.2004 г. в должности спасателя в Центральном региональном поисково-спасательном отряде МЧС; с 01.01.2019 г. по 11.07.2019 г. в должности спасателя в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный отряд" (отряд Центроспас), дающий право в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Взыскать с ГУ ГУ ПФР 7 по Москве и Московской области в пользу Федотова Д. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 600, 00 руб.
УСТАНОВИЛА:
Истец Федотов Д.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области (ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области), с учетом уточнений, об оспаривании решения N 1680823/19 от 25.10.2019 года в части отказа включения периодов работы с 10.04.2002 года по 01.06.2004 года в должности спасателя в Центральном региональном поисково-спасательном отряде МЧС; с 01.01.2019 года по 11.07.2019 года в должности спасателя в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный отряд" (отряд Центроспас); обязании ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии спорные периоды работы.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанным решением ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области спорные периоды исключены из стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" необоснованно. С указанным решением пенсионного органа истец не согласен.
Истец Федотов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик ГУ-ГУ ПФР N7 по г.Москве и Московской области, извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседании явку своего представителя не обеспечил, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель ответчика ГУ- ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГУ- ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, выслушав истца Федотова Д.А, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста
40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. N 702:
перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из приведенных положений действующего законодательства, такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федотов Д.А. хххх года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12. 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 12.07.2019 года.
В бесспорном порядке ответчиком включено в специальный стаж истца периоды работы в качестве спасателя в профессионально-спасательных службах на дату обращения 12.07.2019 года - 12 лет 4 месяца 1 день, при требуемом не менее 15 лет.
Решением от N1680823/19 от 25.10.2019 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа. Из стажа были исключены периоды работы истца:
- в Центральном поисково-спасательном отряде МЧС в должности спасателя с 10.04.2002 года по 01.06.2004 года (2года 1 месяц 22 дня), поскольку невозможно определить характер выполняемых работ, также в выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения за период с 01.01.2004 года по 01.06.2004 года отсутствуют;
- с 14.07.2004 года по 12.01.2005 года в ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" в должности спасателя (5 Месяцев 9 дней), поскольку поисково- спасательные станции не относятся к профессионально- аварийным службам и формированиям, входящим в структуру МЧС России.
- с 17.01.2005 года по 02.06.2006 года (1 год 4 месяца 16дней) в Управлении гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям СЗАО г. Москвы (Департамент ГОЧСИПБ) в должности спасателя, поскольку не доказан характер выполняемых работ.
- с 01.01.2019 года по 11.07.2019 года (6месяцев 11 дней) в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный отряд" (отряд Центроспас) в должности спасателя, поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения за указанный период.
Как следует из трудовой книжки, Федотов Д.А. с 10.04.2002 года по 01.06.2004 года работал в должности спасателя в Центральном региональном поисково-спасательном отряде МЧС; с 01.01.2019 года по 11.07.2019 года и по настоящее время работает в должности спасателя в ФГКУ "Государственный центральный аэромобильный отряд" (отряд Центроспас).
Согласно архивным справкам Центрального архива МЧС России от 06.12.2019 года, Федотов Д.А. с 10.04.2002 года принят на должность спасателя Центрального регионального ПСО с испытательным сроком три месяца, переведен с 01.07.2002 года на оплату по 10 (десятому) разряду Единой тарифной сетки, назначен с 01.03.2004 года на должность спасателя 3 класса Центрального регионального спасательно-пожарного центра (экспериментального) МЧС России с оплатой по 11 (одиннадцатому) разряду Единой тарифной сетки, уволен с 01.06.2004 года по ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию).
Из представленной истцом книжки спасателя усматривается об участии Федотова Д.А. в спорные периоды в качестве спасателя.
Согласно ответа ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 16.10.2019 года усматривается, что согласно базам данных Картплат и РК АСВ Центральный региональный поисково-спасательный отряд МЧС РФ зарегистрирован 08.06.1995 года в ГУ ПФР N8 по г. Москве и Московской области по рег. N 087-607-019399, снят с учета 15.07.2009 года по коду 1-ликвидация. В отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц Управления сформировано наблюдательное дело Центрального регионального поисково-спасательного отряда МЧС РФ, в котором хранятся Поименные списки работников, имевших право на пенсионное обеспечение в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах с 1997г. В Поименных списках за 2002-2003 гг. по Центральному региональному поисково-спасательному отряду МЧС РФ Федотов Д.А. значится в качестве спасателя с 10.04.2002 года по 31.12.2003 года с кодом особых условий труда 28-СП. Индивидуальные сведения за 2002-2003 гг. на Федотова Д.А. представлены по рег. N 087-607-019399 с кодом льготы 28-СП. С 2004 года организация не заявляет о наличии рабочих мест с особыми условиями труда. Индивидуальные сведения за 2004 год отсутствуют.
Суд, установив обстоятельства дела, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, с учетом представленных доказательств, в частности трудовой книжки, архивных справок, книжки спасателя, пришел к обоснованному выводу о фактическом участии истца в поисково-спасательных работах, в том числе и в период с 01.01.2004 года по 01.06.2004 года, основанием для включения в специальный стаж периодов работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в указанные периоды истец работал в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, как того требуют положения п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в должностях, предусмотренных соответствующим Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702, в связи с чем период с 10.04.2002 года по 01.06.2004 года включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя требования истца о включении периодов работы с 10.04.2002 года по 01.06.2004 года, с 01.01.2019 года по 11.07.2019 года в специальный стаж, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно представленным истцом сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в указанные периоды имеются сведения об отчислениях в ПФР, что ответчиком не опровергнуто.
При этом, в силу ст.ст.8, 15 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г, сведения о застрахованных лицах предоставляются страхователями органам Пенсионного фонда РФ. Обязанность правильного оформления документов подтверждающих работу гражданина в тех или иных профессиях, должностях и учреждениях (организациях, предприятиях) лежит на работодателе.
Такие выводы суда первой инстанции основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым дана правильная правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом были частично удовлетворены требования истца, то руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, суд правомерно взыскал с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суд первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.