Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пильгуна А.С, судей Грибовой Е.Н, Шипиковой А.Г, при ведении протокола помощником Тутуниной О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда города Москвы от 03 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ДЖО Министерству обороны Российской Федерации о Федерации об отмене решения об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, - отказать, установила:
фио обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ об отмене решения об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2001 года истец фио состоял на учете нуждающихся решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NР-13019/2019 от 04 сентября 2019 года истцу и членам его семьи было отказано в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, семья и были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку у истца имеется в собственности жилой дом, общей площадью 253, 3 кв.м, расположенный по адресу:... с 22 июня 2001 года. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NР-13019/2019 от 04 сентября 2019 года "Об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания" отменить.
В судебное заседание суда первой инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон и постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено в его отсутствие с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В заседание судебной коллегии истец фио не явился, направил своего представителя по ордеру адвоката фио, который доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио решением жилищной комиссии 12 октября 2000 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны РФ.
6 мая 2010 года фио был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возврата пребывания на военной службе.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 22 июня 2001 года по 31 марта 2015 года истцу на собственности принадлежало жилое помещение общей площади 253, 3 кв.м, расположенное по адресу:.., на основании договора пожизненного содержания с иждивением от 07 июня 2001 года.
Поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения фио и членов его семьи на момент увольнения с военной службы в 2010 году превышал размер учетной нормы, установленной в г. Москве (10 кв. м на человека), решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NР-13019/2019 от 04 сентября 2019 года истцу было отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания со снятием его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Оценив представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 56 ЖК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 16 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, на момент увольнения истца из Вооружённых Сил РФ, уровень жилищной обеспеченности превышал размер учётной нормы, установленный в г. Москве, следовательно, законные основания для их обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ отсутствуют, соответственно оспариваемое решение ДЖО Министерства обороны РФ является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции полагает возможным согласиться.
Согласно ст.29 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на дату принятия истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичные положения содержатся в ст.51 ЖК РФ, согласно которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу с п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как предусмотрено ст.55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ранее действовавшей ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.6 ФЗ от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, снятие с жилищного учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, может иметь место в случае, если ими утрачены основания, которые принимались во внимание при постановке их на жилищный учет.
Согласно п.10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.16 Инструкции, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
В соответствии с п.18 Инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Материалами дела подтверждается, что на момент увольнения с военной службы в 2010 году уровень обеспеченности фио и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека превышал как размер учетной нормы, установленной в г.Москва (10 кв.м. на одного человека), так и размер нормы предоставления (18 кв.м. на одного человек), то есть у семьи истца отсутствовали предусмотренные ст.29 ЖК РСФСР основания продолжать состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ.
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется за гражданами до получения ими иных помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета. С учетом требований ст.32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, в 2001 году истец приобрел в собственность на основании договора пожизненного содержания с иждивением от 07 июня 2001 года жилое помещение общей площади 253, 3 кв.м, расположенное по адресу:...
Таким образом, уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения превысил норму предоставления площади жилого помещения на 1 человека (18 кв.м.).
Истец фио об улучшении жилищных условий своей семьи в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в установленном порядке не сообщал, что в свою очередь и повлекло оставление его в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях после увольнения с военной службы, тогда как семья истца утратила основания для предоставления жилого помещения.
С учетом данных обстоятельств, решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NР-13019/2019 от 04 сентября 2019 года об отказе фио в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, законно и обосновано.
Само по себе то обстоятельство, что истец в настоящее время утратил право собственности на данное жилое помещение, в данном случае не имеет какого-либо правового значения для разрешения дела, поскольку указанное обстоятельство наступило уже после увольнения истца с военной службы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем в случае возникновения нуждаемости возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства бывшего военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дело было рассмотрено в отсутствие истца не влекут отмены постановленного судом решения, поскольку о времени и месте рассмотрения дела истец был извещен, однако надлежащих доказательств уважительности причин неявки не представил.
Направленная в суд 30 июля 2020 года с ходатайством об отложении судебного заседания копия приказа N 212 от 25 июня 2020 года о направлении работника на командировку (л.д.96) таким доказательством не является, поскольку ранее судебное заседание от 02 июля 2020 года уже откладывалось на 03 августа 2020 года в связи с поступившим от истца ходатайством, к которому прикладывалась копия приказа о направлении работника на командировку (л.д.39) за аналогичным номером и датой (N 212 от 25 июня 2020 года), однако в ранее направленном приказе период нахождения истца в командировке был указан с 26 июня 2020 года по 25 июля 2020 года.
Таким образом, в материалы дела представлено два приказа с одинаковыми реквизитами, но с разным сроком нахождения истца в командировке. При этом ни один из документов не заверен надлежащим образом, печать организации отсутствует. Каких-либо иных документов, подтверждающих пребывание истца в командировке по 10 августа 2020 года, в материалах дела не имеется.
В этой связи судебная коллегия полагает, что достаточные основания для отложения слушания у суда первой инстанции отсутствовали, судебное заседание на 03 августа 2020 года назначалось с учетом предыдущего ходатайства истца, однако каких-либо обоснований причин наличия в приказах разночтений относительно срока пребывания истца в командировке суду не приведено, а потому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд правомерно рассмотрел дело в отсутствие истца.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 03 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.