Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
судей Жолудовой Т.В, Рачиной К.А.
при помощнике судьи Бухареве И.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Кущевой И.Ф. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кущевой И. Ф. к Федеральному агентству по туризму о признании увольнения, приказа об увольнении, результатов служебной проверки незаконными, изменении формулировки увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
УСТАНОВИЛА:
Кущева И.Ф. обратилась в суд к Федеральному агентству по туризму (Ростуризм) с иском, уточнив который, просила признать незаконными результаты служебной проверки, признать увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ незаконным, изменить формулировку основания и дату увольнения с увольнения дата по п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ на увольнение в день вынесения решения по ч. 1 ст. 36 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с дата по день вынесения решения суда и компенсацию морального вреда в размере сумма
В обоснование заявленных требований Кущева И.Ф. ссылалась на то, что дата была принята на государственную гражданскую службу к ответчику на должность консультанта отдела стандартов качества услуг в гостинично-туристской сфере Управления анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристической деятельности, с дата занимала должность заместителя начальника Управления - начальника отдела государственных заказов и информационных технологий Управления делами Федерального агентства по туризму, приказом N 70-л/с от дата она была уволена с государственной гражданской службы по п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ в связи с утратой доверия, однако увольнение является незаконным, поскольку ответчиком была нарушена процедура привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по данному основанию, а именно был пропущен срок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, с заключением проведенной в ее отношении служебной проверки она ознакомлена не была, письменные объяснения у нее затребованы не были и не учтены все обстоятельства совершения ею дисциплинарного проступка, ее предшествующее поведение и отношение к труду.
В судебное заседание истец и ее представитель явились, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержали.
Представители ответчика в суд явились, требования истца не признали.
Представитель третьего лица - Государственной инспекции труда по адрес в суд не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Кущева И.Ф. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав Кущеву И.Ф. и представителя Федерального агентства по туризму по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).
Одним из видов государственной службы, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует указанные конституционные права, является государственная гражданская служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от дата N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Такого рода профессиональная деятельность осуществляется в публичных интересах и связана с реализацией государственными гражданскими служащими особых, публично-правовых, функций, что, в свою очередь, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, включающий в себя как права и обязанности этих лиц, так и налагаемые на них ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. Кроме того, специфика данного вида публичной службы обусловливает и право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования отношений в сфере государственной гражданской службы - исходя из стоящих перед ней задач, принципов ее организации и функционирования, а также необходимости поддержания высокого уровня ее отправления - предусматривать специальные правила поступления на указанную службу (включая требования к лицам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы), равно как и особые основания прекращения служебных отношений и увольнения с соответствующей службы. Установление такого рода правовых норм, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им применительно к различным видам профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных функций (постановления от дата N 7-П, от дата N 14-П, от дата N 6-П, от дата N 7-П, от дата N 26-П, от дата N 31-П, от дата N 26-П; определения от дата N 84-О, от дата N 219-О, от дата N 233-О, от дата N 378-О, от дата N 538-О-О и др.), само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации права российских граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4) и права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно статье 73 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
Пункт 13 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает увольнение государственного гражданского служащего со службы за несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Названная норма, предусматривающая лишь соответствующее основание увольнения, не закрепляет его порядок и носит отсылочный характер.
Ограничения и обязательства, налагаемые на государственных гражданских служащих, предусмотрены иными нормами указанного Федерального закона. Так, часть 1 его статьи 15 закрепляет основные обязанности государственного гражданского служащего, в частности обязанность представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
В силу части 6.1 статьи 20 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3).
В Федеральном законе от дата N 79-ФЗ отсутствует норма, позволяющая суду, рассматривающему индивидуальный служебный спор, изменить формулировку причины увольнения гражданского служащего в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.
В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 5 статьи 394 закреплена норма, предусматривающая, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи этого кодекса или иного федерального закона.
Положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в силу статьи 73 Федерального закона от дата N 79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от дата N 79-ФЗ.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от дата N 79-ФЗ).
Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от дата N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. При этом обязанность государственных гражданских служащих представлять представителю нанимателя сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлена в целях осуществления государственного контроля за имущественным положением лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, и направлена на предупреждение коррупции.
Исходя из этого неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными гражданскими служащими данной обязанности представляет собой коррупционное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена специальными нормами Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В целях защиты государственного гражданского служащего от необоснованного увольнения, а также соблюдения баланса публичных интересов и частных интересов государственных гражданских служащих федеральный законодатель в статье 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрел особый порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, включая увольнение в связи с утратой доверия в случае непредставления государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, увольнение возможно на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1).
При применении взысканий за коррупционные правонарушения (в том числе взыскания, предусмотренного статьей 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в виде увольнения в связи с утратой доверия) учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2). Указанными процедурами, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 1858-О, от дата N 1480-О и от дата N 95-О).
Судом установлено, что дата Кущева И.Ф. была принята на государственную гражданскую службу в Федеральное агентство по туризму на должность консультанта отдела стандартов качества услуг в гостинично-туристской сфере Управления анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристической деятельности и с ней заключен служебный контракт от дата.
дата Кущева И.Ф. была переведена на должность заместителя начальника Управления - начальника отдела государственных заказов и информационных технологий Управления делами Федерального агентства по туризму.
В соответствии с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" Федеральным агентством по туризму был издан приказ N 373-Пр-19 от дата "Об организации в Федеральном агентстве по туризму работ по устранению отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации нарушений законодательства о противодействии коррупции" (л\д 56-57).
дата Кущева И.Ф. под роспись была уведомлена о начале проверок в отношении нее.
Приказом N 441-Пр-19 от дата приказ N 373-Пр-19 от дата был отменен и постановлено провести проверку достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельно в отношении каждого государственного служащего, отмеченного в Представлении генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата N 86\1-519-2019\Нд32481-19 (л\д 113-114).
дата, на основании письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата Федеральным агентством по туризму был издан приказ N 486-Пр-19 "О проведении проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении государственного служащего Кущевой И.Ф." (л\д 60-61).
Как следует из Протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов N 45 от дата, в рамках проведения проверочных мероприятий комиссией была подтверждена информация о представлении Кущевой И.Ф. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017 и дата, а именно не были указаны все имеющиеся счета в банках и кредитных организациях, а также полученный доход в виде начисленных процентов по счетам за период с дата по дата в общей сумме сумма Таким образом, Кущевой И.Ф. нарушены положения п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Учитывая тяжесть и обстоятельства совершенных государственным гражданским служащим коррупционных правонарушений, комиссия предложила применить к государственному служащему Кущевой И.Ф. меры юридической ответственности в соответствии с ч. 6.1 ст. 20 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом из содержания названного протокола усматривается, что госслужащий представил пояснительную записку с уточняющей информацией по установленным фактам, дополнительно представлены справки из банка о наличии счетов и движению денежных средств, а также об остатках денежных средств (л\д 68).
Приведенные выше обстоятельства Кущевой И.Ф. в ходе рассмотрения и разрешения настоящего спора не оспаривались.
Приказом N 70-л/с от дата Кущева И.Ф. была освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия.
С приказом об увольнении Кущева И.Ф была ознакомлена под роспись (л\д 69-71)
В обоснование заявленного иска Кущева И.Ф. ссылалась на то, что с приказами о проведении служебных проверок и результатами проверок она ознакомлена не была, в дата ей было вручено первое уведомление о начале служебной проверки, по устному запросу она представила письменные объяснения о причине и обстоятельствах допущенного ею нарушения, уведомление от дата о начале проведения в отношении нее второй проверки и уведомление о ее завершении ей были вручены только дата, письменные объяснения у нее не запрашивались, при вынесении приказа об освобождении от занимаемой должности ответчиком не была учтена тяжесть совершенного ею нарушения, отсутствие причиненного ущерба государству, обществу и Ростуризму, стаж ее государственной службы - дата 7 месяцев и непосредственно в Ростуризме - 15 лет, не принято во внимание то обстоятельство, что нарушение требований законодательства о противодействии коррупции совершено ею впервые, ранее дисциплинарные взыскания к ней не применялись, в декларации о доходах, поданной за дата, ранее допущенные нарушения были ею устранены, в период проведения проверки в дата она была награждена почетной грамотой, срок привлечения ее к дисциплинарной ответственности истек в дата, поскольку дата совершения проступка, выразившегося в предоставлении неполных сведений о доходах за дата, - дата, тогда как приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности за данный проступок издан ответчиком дата, то есть за пределами установленного законом срока.
Возражая против исковых требований Кущевой И.Ф, представитель Федерального агентства по туризму указывал на то, что письменные объяснения были запрошены у истца в рамках служебной проверки, проводимой в отношении ряда гражданских служащих Ростуризма на основании представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата, вторая служебная проверка проводилась в связи с поступлением письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от дата о проведении проверок в отношении каждого из гражданских служащих в отдельности.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Кущевой И.Ф. в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и была соблюдена установленная законом процедура увольнения по указанному основанию, поскольку факт совершения Кущевой И.Ф. дисциплинарного проступка, выразившегося в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, нашел подтверждение в процессе судебного разбирательства и не оспаривался самой истицей, до применения дисциплинарного взыскания ответчиком была проведена служебная проверка, в рамках которой Кущевой И.Ф. были представлены письменные объяснения по обстоятельствам совершения вменяемого ей коррупционного нарушения, о чем свидетельствует содержание Протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов N 45 от дата, установленные Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком были соблюдены, при избрании вида дисциплинарного взыскания и издании приказа об освобождении истца о замещаемой должности ответчиком была учтена тяжесть и обстоятельства совершения истцом дисциплинарного проступка, в частности длительность предоставления истцом недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016, 2017 и дата.
Доводы Кущевой И.Ф. о том, что Федеральным агентством по туризму был пропущен установленный ч. 4 и ч. 5 ст. 58 Федерального закона от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срок привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности, суд первой инстанции правильно признал необоснованными, поскольку информация о совершении гражданским служащим Кущевой И.Ф. коррупционного правонарушения поступила к ответчику дата и содержалась в представлении Генеральной прокураты Российской Федерации, в период с дата по дата в отношении Кущевой И.В. проводилась проверка, дата утверждено заключение по результатам служебной проверки, а дата издан приказ об увольнении истца, то есть в установленного законом срока.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске Федеральным агентством по туризму срока привлечения гражданского служащего Кущевой И.Ф. к дисциплинарной ответственности, судебная коллегия полагает несостоятельными и не может принять во внимание по изложенным выше основаниям.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе касающиеся нарушений процедуры проведения служебной проверки, являются необоснованными, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от дата - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кущевой И.Ф, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.