Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе фио в лице представителя фио на решение Люблинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к наименование организации о защите прав потребителя - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился с иском к наименование организации о защите прав потребителя, просил суд обязать ответчика заключить с фио договор холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, форма и содержание которого утверждены Постановлением Правительства РФ N 645 от дата В обоснование исковых требований указал, что истец является собственником жилого дома, расположенного в коттеджном адрес по адресу: адрес. Ответчик является гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории городского адрес, что подтверждается постановлением главы городского адрес N 566/6 от дата Жилой дом истца находится на территории городского адрес и подключен к централизованным системам водоотведения в коттеджном адрес, что подтверждается регулярным водоотведением жилого дома истца и других жителей поселка, начиная с дата Следовательно, согласно п. 28.1 ст.2 Закона о водоснабжении, жилой дом истца подключен к централизованным системам водоотведения городского адрес. С учетом того, что ответчик является гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории городского адрес, а дом истца находится на территории городского адрес и подключен к централизованным системам водоотведения, то наименование организации является гарантирующей организацией и для жилого дома истца. Ранее истец неоднократно обращался к управляющей наименование организации с просьбой заключить с ним договор холодного водоснабжения и водоотведения, однако управляющая компания настаивала на заключении с ним иного Единого договора, содержание которого не соответствовало Постановлению Правительства РФ. В настоящее время управляющая компания не является гарантирующей организацией.
Поскольку прежняя гарантирующая организация уклонилась от заключения единого договора, а от вновь назначенной организации не поступило предложение о заключении договора, то истец сам обратился с предложением заключить такой договор. Однако ответчик отказал в заключении договора, обосновав отказ тем, что сети и сооружения водоснабжения и водоотведения в коттеджном поселке не находятся на балансе наименование организации. Между тем, указанное основание не предусмотрено действующим законодательством как основание для отказа в заключении единого договора. наименование организации является гарантирующей организацией независимо от того, что на ее балансе не находятся сети и сооружения водоснабжения и водоотведения и должна заключать с абонентами коттеджного поселка требуемый истцом договор, который является публичным. В соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ, п.3 ст.15 ФЗ РФ "О водоснабжении и водоотведении", п.2 ст.1 Закона РФ "О защите прав потребителя", условия и положения Типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Правительством Москвы являются обязательными для наименование организации.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, направил для участия в деле своего представителя фио, который исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила письменные возражения.
Представитель третьего лица наименование организации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований просит истец по доводам апелляционной жалобы. В частности потому, что суд отказал в удовлетворении ходатайства истца об истребовании доказательств.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ судебной коллегией дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п. п. 1, 4 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
По смыслу приведенной нормы, понудить к заключению договора по решению суда можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого закона.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного в коттеджном адрес по адресу: адрес.
наименование организации является гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории городского адрес, что подтверждается постановлением главы городского адрес N 566/6 от дата
Истец, ссылаясь на отказ гарантирующей организации в заключении с ним договора холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, форма и содержание которого утверждены Постановлением Правительства РФ N 645 от дата, просил обязать ответчика заключить с ним данный договор.
Особенности водоснабжения с использованием систем централизованного водоснабжения, находящихся в частной и публичной собственности, порядок эксплуатации этих систем собственниками и владельцами регулируется Федеральным законом от дата N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В пункте 29 ст. 2 данного Закона дано понятие централизованной системы холодного водоснабжения как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Закона N 416-ФЗ в целях организации водоснабжения населения вправе определить для централизованной системы водоснабжения гарантирующую организацию.
Как указано в п. 6 ст. 2 Закона N416-ФЗ, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со ст.7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Таким образом, для заключения "организацией" с потребителем договора технологического присоединения необходимо соблюдение двух условий - наличие технической возможности подключения и наличие свободной мощности сетей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных сетей, к централизованным системам горячего водоснабжения осуществляется в порядке, установленном ст. 18 данного Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата N 83 (ред. от дата) утверждены "Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", в соответствии с данными Правилами, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.
В соответствии с п. п. 88, 91 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 644, орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
Согласно п. 97 Правил, договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. В случае наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) не допускается. В случае если у организации водопроводно-канализационного хозяйства отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения), подключение (технологическое присоединение) осуществляется по индивидуальному проекту.
Пунктом 4 ст. 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного, обязательные для сторон в силу п.п. 4, 5 статьи 426 ГК РФ условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении), утвержденных постановлением Правительства РФ N 645 от дата, не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Судом отмечено, что для заключения такого договора необходимо соблюдение двух условий - наличие технической возможности подключения и наличие свободной мощности сетей.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку доказательств подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, соблюдения установленной законом процедуры подключения истцом не представлено, оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, являются несостоятельными, поскольку в силу закона право определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принадлежит суду первой инстанции, в связи с чем суд первой инстанции вправе отказать в удовлетворении заявленных ходатайств и признать имеющиеся доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.