Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-241/20 по апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия по доверенности Санжиева А.Б. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований МИФНС N 1 по Республике Бурятия к Виноградовой Любовь Васильевне о взыскании задолженности - отказать, УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 1 по Республике Бурятия обратилась в суд с административным иском к Виноградовой Л.В. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере ***, пени в размере ***, указывая на то, что Виноградова Л.В. в 2014-2016 годы являлась собственником земельных участков, расположенных по адресу: ***, с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, земельного участка по адресу: ***, с кадастровым номером ***, земельных участков по адресу: ***, с кадастровыми номерами ***, ***, ***, однако установленную законом обязанность по уплате земельного налога административный ответчик не исполнила, за ней числится задолженность в связи с неуплатой земельного налога за 2014-2016 годы.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца МИФНС России N 1 по Республике Бурятия указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административного истца по доверенности Цыремпиловой А.Н, Яньковой М.Д, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания в отношении обжалуемого судебного постановления имеются.
Как усматривается из материалов дела, в 2014-2015 годы Виноградова Л.В. являлась собственником земельных участков, расположенных по адресу: ***, с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, земельных участков по адресу: ***, с кадастровыми номерами ***, ***, ***.
ИФНС России N 1 Республики Бурятия в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление N *** от 20 сентября 2017 года, в котором указано не необходимость уплатить налог не позднее 01 декабря 2017 года.
Требованием от 19 декабря 2017 года налоговый орган налоговый орган сообщил налогоплательщику о невыполнении обязанности по своевременной уплате налога и числящейся за ней по состоянию на 19 декабря 2017 года задолженности и пени, которые налоговый орган потребовал погасить в срок до 29 января 2018 года.
29 марта 2019 года мировым судьей судебного участка N 8 Октябрьского района г. Улан-Удэ вынесен судебный приказ о взыскании с Виноградовой Л.В. задолженности по уплате земельного налога, который определением от 10 сентября 2019 года отменен в связи с поступлением возражений должника Виноградовой Л.В.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что налоговым органом при расчете налога не был учтен тот факт, что Виноградова Л.В. не является правообладателем земельных участков, в связи с чем, она не несет обязанности по уплате земельного налога, начисленного на них.
Судебная коллегия находит приведенный вывод неправильным, основанным на ошибочном толковании норм законодательства.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 1, 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В силу ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей на момент выставления требования налоговым органом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (Постановление от 26 мая 2011 года N 10-П; Определения от 5 июля 2001 года N 132-О и N 154-О, от 29 января 2015 года N 216-О и др.).
Как усматривается из представленных из Управления Росреестра сведений, вышеуказанные участки в 2014-2015 годах принадлежали Виноградовой Л.В. Исходя из количества месяцев, в которых было зарегистрировано право собственности административного ответчика, налоговым органом произведен расчет земельного налога, подлежащего уплате.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований МИФНС России N 1 по Республике Бурятия о взыскании с Виноградовой Л.В. задолженности по земельному налогу за 2014-2016 годы в сумме *** руб, пени в сумме ***. При этом судебная коллегия учитывает, что земельный участок с кадастровым номером *** принадлежал Виноградовой Л.В. в период с 04 апреля 2014 года по 16 сентября 2015 года. В связи с чем сумма налога за 2015 год подлежит уменьшению на *** руб, а сумма налога за 2016 год подлежит исключению из задолженности, принимая во внимание, что право собственности административного ответчика прекращено в 2015 году.
Судебная коллегия также отмечает, что срок для обращения в суд, установленной ст. 48 Налогового Кодекса РФ, налоговым органом пропущен.
Так, как видно из материалов дела, судебный приказ о взыскании с Виноградовой Л.В. недоимки по земельному налогу был отменен 10 сентября 2019 года, а в суд с административным иском налоговый орган обратился 08 ноября 2019 года, то есть в пределах шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
В связи с частичным удовлетворением административного иска на основании статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет города Москвы государственная пошлина за рассмотрение дела в суде, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 16 717 руб. 72 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2020 года отменить, постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования МИФНС России N 1 по Республике Бурятия.
Взыскать с Виноградовой Л.В. в пользу МИФНС России N 1 по Республике Бурятия задолженность по земельному налогу за 2014-2016 годы в сумме *** руб, пени в сумме *** коп.
Взыскать с Виноградовой Л.В. государственную пошлину в сумме *** коп. в бюджет города Москвы.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.