Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Суминой Л.Н.
при секретаре Куприянове А.О, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N 2а-96/2020 по административному иску ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" к начальнику ГУ МВД России по г.Москве, начальнику УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве, ОМВД России по Тверскому району о признании незаконными действий (бездействия)
по апелляционной жалобе административного истца ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок", подписанной представителем по доверенности Рыжовым А.И, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" обратилось в суд с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) начальника ГУ МВД России по городу Москве, начальника УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве, выразившихся в оставлении без рассмотрения либо надлежащего рассмотрения жалоб и обращений по факту противоправных действий неустановленных лиц, препятствовавших проведению 26 мая 2019 года кинопоказа по адресу: * (пространство "*") в рамках 8-го Московского международного ЛГБТ-кинофестиваля "Бок о бок" путем организации несогласованного с органами исполнительной власти г. Москвы массового публичного мероприятия; нежелании принимать меры воздействия в отношении сотрудников ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, допустивших бездействие в части неисполнения обязанностей по пресечению правонарушений, поддержания правопорядка и обеспечению общественной безопасности.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" по доверенности Рыжов А.И. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" по доверенности Рассказовой О.А, представителя административного ответчика УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве по доверенности Сохиевой Л.Д, представителя административного ответчика ГУ МВД России по г.Москве по доверенности Толоконникова М.М, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что 26 мая 2019 года ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" проводило кинопоказ по адресу: * (бизнес-центр "*") в рамках 8-го Московского международного ЛГБТ-кинофестиваля "Бок о Бок", включенного в перечень международных кинофестивалей, проводимых на территории Российской Федерации в 2019 году, утвержденный приказом Министерства культуры от 27 февраля 2019 года N217.
На месте проведения кинофестиваля у входа в пространство "*" дежурили сотрудники ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, которые, по утверждению административного истца, ненадлежащим образом исполняли свои должностные обязанности, направленные на предупреждение нарушений общественного порядка и пресечение действий неустановленных лиц, допускавших дискриминационные высказывания в отношении представителей ЛГБТ-сообщества, создававших конфликтные ситуации, препятствовавших допуску в кинотеатр зрителей и фактически проводивших несогласованное с органами исполнительной власти г. Москвы массовое публичное мероприятие.
Бездействие сотрудников полиции послужило поводом для обращения 18 июня 2019 года с жалобой на имя начальника УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" от 2 мая 2006 года N59-ФЗ, а 11 октября 2019 года - на имя начальника ГУ МВД России по г.Москве.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному Закону обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Пунктом 76 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N707, установлено, что по обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимаются соответствующие решения, одним из которых согласно подпункту 76.3 Инструкции является направление обращения для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном или региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение.
Судом установлено, что 16 октября 2019 года в ГУ МВД России по г. Москве поступило обращение (жалоба) ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" о признании незаконным бездействия сотрудников УВД по ЦАО г. Москвы по обращению от 18 июня 2019 года.
Указанное обращение административного истца в соответствии подпунктом 76.3 названной выше Инструкции было перенаправлено для дальнейшего рассмотрения в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве.
Согласно письму от 24 октября 2019 года УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве обращение от 18 июня 2019 года было рассмотрено, в действиях сотрудников Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы выявлены нарушения, назначено проведение служебной проверки.
28 октября 2019 года УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве направило представителю административного истца ответ о результатах рассмотрения обращения от 11 октября 2019 года, из которого следует, что срок рассмотрения обращения от 18 июня 2019 года был продлен, результаты рассмотрения данного обращения сообщены административному истцу письмом от 24 октября 2019 года (л.д.88).
Факт получения ответов административный истец ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" не оспаривал.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что инспектором 1 ООП ГУ МВД России по г. Москве, младшим лейтенантом полиции Юсуповым И.О. составлен протокол ЦАО N0764388 от 26 мая 2019 года о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, в отношении Брумеля И.Н, задержанного и доставленного в Отдел МВД России по г. Москве по жалобе неизвестного гражданина о совершении им правонарушения 26 мая 2019 года по адресу: *.
Из рапорта инспектора 1 ООП ГУ МВД России по г. Москве младшего лейтенанта полиции И.О. Юсупова следует, что 26 мая 2019 года в 17 часов 50 минут в Отдел МВД России по Тверскому районы г. Москвы был доставлен гражданин Б.И.Н, * г.р, на которого поступила устная жалоба от гражданина, который пожелал остаться неизвестным.
По словам указанного лица, Б.И.Н. поливал граждан из бутылки жидкостью.
Гражданин Б.И.Н. отрицал свою причастность к данному правонарушению.
Фактов, уличающих гражданина Брумеля в данном правонарушении, установлено не было, иные лица с данными жалобами не обращались. С гражданином Брумелем И.Н. проведена профилактическая беседа.
С учетом изложенного, орган дознания пришел к выводу, что в материалах проверки не усматривается признаков какого-либо преступления, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в возбуждении уголовного дела отказал.
Старшим инспектором Отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы, майором полиции Терешкиной Н.К. при рассмотрении материала проверки (карточка происшествия N4681507КУСП N26636 от 26 мая 2019 года, по сообщению о прохождении фестиваля "Бок о Бок" по адресу: *) установлено, что заместитель командира ОР ППСП Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы, капитан полиции Федотова Р.С. 26 мая 2019 года во время несения службы в период времени с 14 часов 00 минут до 22 часов 00 минут осуществляла охрану общественного порядка по адресу: *, где в помещении Бизнес-центра "*" проходил фестиваль "Бок о Бок".
В 16 часов 30 минут от старшего оперативного дежурного Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы Ерошкина А.В. поступила информация о том, что на службу "02" ГУ МВД России по г. Москве поступило сообщение о заложенном взрывном устройстве в помещении Бизнес-центра "*", а также карточка происшествия N4681507, согласно которой гражданин Борбиевский сообщил, что по адресу: * проходит фестиваль "Бок о бок", на территории фестиваля проходят несовершеннолетние лица.
В ходе отработки сообщений лица, находящиеся в помещении Бизнес-центра "*", были эвакуированы, проведено обследование здания на предмет обнаружения взрывоопасных веществ и взрывных устройств. При визуальном осмотре лиц, присутствующих на фестивале, несовершеннолетние не выявлены.
Проход на фестиваль осуществляли сотрудники безопасности Бизнес-центра "*" по паспортам. Несовершеннолетние лица на фестиваль не допускались.
Информация, указанная в карточке происшествия N4681507, не подтвердилась, дополнительных сообщений, заявлений в Отдел МВД России по Тверскому району г. Москвы не поступало.
Постановлением следователя СО Отдела МВД России по Тверскому району г.Москвы, старшим лейтенантом юстиции Бородиной Ю.А. по факту сообщения заведомо ложных сведений о возможном готовящемся акте терроризма в здании, расположенном по адресу: *, в отношении неустановленного лица 26 мая 2019 года возбуждено уголовное дело N* по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 207 УК РФ.
Оценив установленные обстоятельства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что доводы административного истца о незаконном бездействии сотрудников Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, поскольку, как установлено судом, по всем поступившим сообщениям о происшествиях (преступлениях) проведена соответствующая проверка и приняты процессуальные решения.
Судом указано также на то, что неправомерных действий (бездействия), нарушающих права административного истца, не допущено и со стороны административных ответчиков УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве, ГУ МВД России по г.Москве, учитывая, что обращения (жалобы) ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" были рассмотрены уполномоченными должностными лицами, на указанные обращения были даны соответствующие письменные ответы, что свидетельствует о соблюдении административными ответчиками требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что факт передачи жалобы административного истца от 11 октября 2019 года на рассмотрение в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, а также несогласие административного истца с содержанием ответов само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) ГУ МВД России по городу Москве, УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве при рассмотрении обращений.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что обстоятельства, на которые ссылался административный истец, а именно: бездействие сотрудников ОМВД по Тверскому району г.Москвы, не реагировавших на устные обращения организаторов кинофестиваля и не предпринявших 26 мая 2019 года необходимых действий для пресечения противоправного поведения группы лиц, пытавшихся сорвать проведение кинофестиваля "Бок о Бок", направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
При этом утверждения административного истца об имевшем место 26 мая 2019 года несанкционированном публичном мероприятии, препятствовавшем проведению кинофестиваля, являются предположением административного истца и ничем объективно не подтверждены.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что факт бездействия сотрудников ОМВД по Тверскому району подтверждается диктофонной записью с расшифровкой разговоров, в исследовании которой суд отказал, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу положений части 3 статьи 62, статей 178, 180, 226 КАС РФ определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела, а равно объема доказательств, необходимых для их установления, их относимости, допустимости и достаточности для рассмотрения по существу относится к исключительной компетенции суда.
Отклоняя заявленное истцом ходатайство о приобщении к материалам дела диска с диктофонной записью, суд исходил из того, что проверить и с достоверностью установить, кем именно, когда и где осуществлена запись, невозможно (л.д.122).
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Международный кинофестиваль Бок о Бок" - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.