Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей О.В. Гордеевой, В.В. Ставича, при секретаре А.А. Слизовском, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (в дальнейшем - Росреестр по г. Москве) на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года по административному иску А.В. Коптева к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве об оспаривании решения о приостановлении учетно-регистрационных действий, решения апелляционной комиссии, восстановлении нарушенного права, УСТАНОВИЛА:
А.В. Коптев обратился в суд с указанным выше административным иском к Росреестру по г. Москве, полагая незаконным приостановление государственной регистрации права учета изменений объекта недвижимости - квартиры N... в адрес.
Требование мотивировано тем, что Управление требует для регистрации документы, которые и так были предоставлены административным истцом.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года административный иск удовлетворен, судом признано незаконным уведомление Росреестра по Москве от 21 февраля 2020 года N... решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 18 марта 2020 года N302/2020 и на административного ответчика возложена обязанность осуществить учетно-регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, адрес... по заявлению от 14 февраля 2020 года N... путем внесения изменений относительно площади помещения, указав площадь помещения 73, 20 кв.м. и описание его расположения согласно техническому плану.
В апелляционной жалобе Росреестра по г. Москве ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца А.В. Коптева по доверенности А.А. Барченкова, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Москве, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных в ч. 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что 14 февраля 2020 года А.В. Коптев подал документы на регистрацию учета изменений объекта недвижимости - квартиры N... в адрес, предоставив технический план.
21 февраля 2020 года А.В. Коптев был уведомлен о приостановлении государственной регистрации на срок три месяца на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом государственный регистратор указал, что технический план не оформлен в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N953.
Жалоба А.В. Коптева рассмотрена на заседании апелляционной комиссии и была признана необоснованной, что подтверждается решением от 18 марта 2020 года N303/2020.
Удовлетворяя требования, суд посчитал оспариваемое решение незаконным, нарушающими права истца, не установив обстоятельств, препятствующих осуществлению регистрационных действий.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они сделаны на основании исследованных доказательств.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7, статье 8 названного Федерального закона реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) является составной частью Единого государственного реестра недвижимости, в него вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений; к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в частности, вид или виды разрешенного использования здания, сооружения, помещения (пункт 4 части 5 статьи 8).
Согласно статье 13 названного Закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии со статьями 14 - 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости; основаниями для его осуществления является среди прочего технический план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план, как это определено в статье 24 названного Федерального закона, представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются:
- сведения о здании, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
- новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Обжалуемые решения Росреестра по Москве не называют, какие именно положения вышеуказанных норм нарушены при составлении технического плана.
Объем сведений, включенный в технический план, соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N953.
В заключении кадастрового инженера содержится ссылка на акт о завершенном переустройстве (перепланировке) помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, адрес.., которым и обусловлено изменение площади помещения.
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что решение регистрирующего органа о приостановлении подлежит признанию незаконным, поскольку приведенные в нем основания для приостановления являются несостоятельными, а иных оснований к этому административным ответчиком в жалобе не приведено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.