Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-31/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующей на основании доверенности фио, на решение Измайловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Административные исковые требования... к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности от дата - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от дата N... об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности и постановку на кадастровый учет земельного участка, образованного в результате объединения земельного участка с кадастровым номером.., почтовый адрес ориентира: адрес, адрес,.., адрес, и земельного участка с кадастровым номером.., почтовый адрес ориентира: адрес, адрес,.., адрес, с определением долевой собственности по 50 % за каждым из собственников,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес и просила признать незаконным и отменить решение от дата об отказе в государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок вследствие объединения двух земельных участков с кадастровым номером:... и с кадастровым номером:... ; обязать осуществить государственную регистрацию вновь образованного земельного участка, образовавшегося в результате объединения земельного участка, с кадастровым номером:.., почтовым адресом ориентира: адрес, адрес,..,.., принадлежащего на праве собственности.., с земельным участком с кадастровым номером:.., почтовым адрес ориентира: адрес, адрес,.., принадлежащий на праве собственности фио, с определением долевой собственности по 50% за каждым из собственников. Требования мотивированы тем, что административный истец обратилась с заявлением об объединении и регистрации двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами... и... дата регистратором приостановлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация в связи с несоблюдением заявителем ч.5 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, а также недочетами межевого плана, которые были скорректированы кадастровым инженером. Не смотря на устранение недостатков, дата регистратором направлено уведомление N... об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учёта, в связи с неполнотой представленных документов. Данное решение административный истец считает незаконным, поскольку отмеченные недостатки были устранены, препятствий для регистрации не имелось.
Административный истец фио в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлялась надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя фио, который заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.
Заинтересованное лицо... не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлялась надлежащим образом, представила письменные пояснения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик со ссылкой на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не представивших доказательств уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, вид разрешенного использования: садоводчество, является фио
Собственником земельного участка с кадастровым номером.., площадью... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, является... фио
дата фио обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением N... о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, адрес,... (вновь образованный из земельных участков с кадастровыми номерами... и...).
К заявлению были приложены: заявление, доверенность, межевой план б/н от дата, межевой план N б/н от дата.
дата государственная регистрация и государственный кадастровый учет были приостановлены в соответствии с п.5, п.7 ч.1 ст.26 ФЗ от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в обоснование причин приостановления государственный регистратор указал, что не представлено соглашение между собственниками об образовании земельных участков; сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствуют сведениям о виде разрешенного использования исходных земельных участков, что является нарушением п.51 Требований к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате XML (далее - Требования), а также видам разрешенного использования, установленным Правилами землепользования и застройки адрес, утвержденными постановлением Правительства Москвы от дата N ПОПП, для территориальной зоны.., в границах которой расположен образуемый земельный участок; отсутствуют сведения о реестровом номере территориальной зоны (в нарушение п.76 Требований); отсутствует раздел Providing_Pass_CadastralNumbers ("Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ") для образуемого земельного участка (в нарушение положений п.8, п.56 Требований, приказа Росреестра от дата N П/367); сумма площадей исходных земельных участков с кадастровыми номерами... и... не соответствует площади образуемого земельного участка.
дата Управлением Росреестра по Москве было вынесено решение N... от отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение Управления Росреестра по Москве не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы административного истца, недостатки, препятствующие осуществлению государственной регистрации, фио были устранены.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ст. 18 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Положениями ст. 26 Федерального закона от дата N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
К таким документам пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ относит межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), согласно пункту 48 которых в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате перераспределения земельном участке. В графах 2 и 3 реквизита 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Также в реквизите 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" и на чертеже указываются: обозначение частей исходных земельных участков, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения таких земельных участков, либо обозначение территорий, включаемых в состав земельных участков, образуемых в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков.
адрес в свою очередь образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11.2.Земельного Кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков(пункт 4 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ).
Отказывая в осуществлении кадастрового учета в связи с неустранением приведенных в уведомлении причин, государственный регистратор, как верно, указал суд, не принял во внимание, что скорректированный межевой план содержал сведения об образуемых земельных участках: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садоводства, площадь с учетом погрешности -.., реестровый номер границ... ; сведения о земельном участке, посредством которого обеспечивается доступ -... ; не учел, что размеры исходных земельных участков, которые с учетом площади содержащейся в ЕГРН(+/-7(8) кв.м.) не превышают размер образуемого земельного участка; вид разрешенного использования образуемого земельного участка указан на основании видов разрешенного использования исходных земельных участков для ведения садоводства, нотариально заверенное согласие... фио N... от дата на объединение земельных участков было представлено.
При таком положении у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в проведении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка и регистрации права фио, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании незаконным отказа административного ответчика осуществления регистрационных действий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные судебной коллегией, не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующей на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.