Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе и дополнений к ней административного истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении Административных исковых требований... к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании требования о предоставлении справки о сдаче жилья незаконным - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Врио начальника 1-го отдела (контроля обоснованности предоставления жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения фио РФ по истребованию от него справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, адрес,.., мотивируя требования тем, что истребование данной справки связано с получением в собственность бесплатно по избранному месту жительства жилого помещения по адресу: Москва, адрес, однако данное требование является незаконным, поскольку собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, адрес,.., является муниципальное образование, кроме того в данном жилом помещении остались проживать его бывшие члены семьи, требовать выселения которых он не имеет права.
Административный истец фио и его представитель, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, предоставил возражения на исковое заявление.
Третье лицо Министерство обороны РФ в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней просит отменить административный истец со ссылкой на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного иска, неправильно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, нарушены нормы материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца фио, его представителя, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержавших, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что фио проходил службу по контракту в Вооруженных Силах России и приказом по личному составу от дата был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Во время прохождения службы фио и его семье было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: адрес, адрес,...
фио состоял на учете военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с дата.
дата брак между фио и его супругой был расторгнут.
В дата фио обратился в структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ - в первый отдел ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с просьбой восстановить его на жилищном учете, поскольку он не значился в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по результатам рассмотрения которого принято решение об отказе.
Решением Пресненского районного суда адрес от дата на фио РФ возложена обязанность принять решение о восстановлении фио на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с дата и внести его кандидатуру в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с датой принятия на жилищный учет дата.
Извещением от дата N... фио предложено жилое помещение общей площадью... кв.м. по адресу: адрес, с учетом превышения нормы предоставления на... кв.м, при этом фио было предложено за счет собственных средств компенсировать затраты федерального бюджета Российской Федерации за превышение площади.
дата административным истцом было получено сообщение Врио начальника 1-го отдела (контроля обоснованности предоставления жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения фио РФ от дата N... о необходимости предоставления в Департамент жилищного обеспечения справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, адрес,...
дата между фио РФ и фио было заключено Соглашение об оплате площади, превышающей норму предоставления.
По мнению административного истца, требование о предоставлении справки о сдаче жилого помещения расположенного по адресу: адрес, адрес,.., является незаконным.
Проверяя доводы административного истца, суд пришел к выводу о том, что требование административного ответчика соответствовало действующему законодательству, регулирующему порядок предоставления жилого помещения военнослужащим, оснований не согласиться с выводом суда у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим указанной категории, гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
При таких данных законных оснований для нахождения на жилищном учете после предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации квартиры в собственность не имеется, в силу закона в связи с увольнением с военной службы военнослужащий обязан представить документы о сдаче жилых помещений (в случае обеспечения ими по месту военной службы) при получении жилого помещения по избранному месту жительства(указанная позиция нашла отражение в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата).
При таких обстоятельствах закон возлагает обязанность на Департамент жилищного обеспечения Минобороны России требовать справку об освобождении ранее занимаемого жилого помещения при получении жилого помещения по избранному месту жительству. Реализуя возложенные на него полномочия, Департамент направил фио соответствующее извещение о необходимости представить справку. Незаконности в данных действиях административного ответчика, вопреки доводам апелляционной жалобы, не усматривается. То обстоятельство, что административный истец по каким-то причинам не имеет возможности ее представить, не свидетельствует о нарушении закона со стороны Минобороны России. Проверка же иных действий административного ответчика, на которые обращено административным истцом в апелляционной жалобе, не входит в предмет исследования данного спора.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.