Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при помощнике Давтян М.А.
с участием прокурора Суржанской М.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4393/2020 по административному исковому заявлению ООО "Русинтур" о признании недействующим нормативного правового акта-приказа Департамента культурного наследия города Москвы от 26.04.2019 N319, УСТАНОВИЛ:
Приказом Департамента культурного наследия города Москвы N319 от 26 апреля 2019 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включен выявленный объект культурного наследия - Городская усадьба, сер.XVIII 2 -я пол ХIX вв: Главный дом; Флигель" расположенного по адресам: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, 2 (далее по тексту -объект культурного наследия).
В приложении N1 к приказу утвержден состав объекта культурного наследия - "Главный дом XIX в. (восстановлен в 1970-х гг) (памятник), адрес объекта- г.Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1; "Флигель, середина Х VIII -начало Х IX вв, 1837, 1848, 1906 гг (памятник)- адрес объекта- г.Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.2.
В приложении N2 утверждены границы его территории, в приложении N3 режим использования объекта культурного наследия.
ООО "Русинтур" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании недействительным приказа Москомнаследия от 26.04.2019 N319 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Городская усадьба, сер.XVIII 2 -я пол ХIX вв: Главный дом; Флигель" расположенного по адресам: г.Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) об утверждении границ его территории и предмета охраны" в части включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Главный дом, XIX в (восстановлен в 1970-х гг)" (памятник), расположенного по адресу: г.Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, с исключением сведений об объекте из всех приложений к приказу.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 05 декабря 2019 года административное исковое заявление ООО "Русинтур" о признании недействующим нормативного правового акта-приказа Департамента культурного наследия города Москвы от 26.04.2019 N319 передано по подсудности на рассмотрение Московского городского суда.
ООО "Русинтур" на основании договора аренды от 13.09.2001 года N0-606 заключенного между истцом и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и ГОУ Центр детского творчества "Москворечье" является арендатором помещений общей площадью 234, 4 кв.м расположенных по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1 в целях использования под офис. Истец, руководствуясь ст. 3 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обращался к ДГИ г. Москвы по вопросу предоставления государственной услуги возмездного отчуждения недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы в отношении арендуемого недвижимого имущества, в предоставлении данной услуги истцу было отказано. Истец полагает оспариваемый приказ не соответствующим требованиям ФЗ от 25.06.2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона города Москвы от 14.07.2000 N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры". Кроме того, истец указывает, что Главный дом усадьбы был снесен и отстроен заново в 1970-ее годы и является восстановленным (или воссозданным) недвижимым объектом на месте утраченного, соответственно не мог быть внесен в реестр объектов культурного наследия, в качестве выявленного объекта. Кроме того, имеются нарушения в оформлении заключения историко-культурной экспертизы установленные Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года N569 и ФЗ от 25.06.2002 года N73-ФЗ.
Представители административного истца ООО "Русинтур", действующие на основании доверенности Гунин В.В. и Кулешова Н.Н. по доверенности Пантюхин В.И. в судебном заседании административные исковые требования просили удовлетворить.
Представитель Департамента культурного наследия города Москвы по доверенности Шальнова С.П. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Костанян К.Р, а также представитель ГБОУ ДО Центр детского творчества "Москворечье" Ракитина М.П. доводы Шальновой С.П. относительно безосновательности заявленных требований поддержали.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, а также представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проверив приказ в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшей заявленные требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с названным выше Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ решение вопросов охранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" государственное управление в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется Правительством Российской Федерации, Правительством Москвы, специально уполномоченными государственными органами охраны и использования памятников истории и культуры Российской Федерации и города Москвы в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным региональным Законом.
В силу положений статьи 8 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в собственности города Москвы (п. 2) ; государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры в соответствии с федеральным законодательством (п. 3).
В целях повышения эффективности государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в городе Москве постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г..N 154-ПП утверждено Положение о Департаменте культурного наследия города Москвы, согласно которому Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия), а также по государственному контролю (надзору) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, являющихся объектами культурного наследия, и предоставляемых в них услуг; осуществляет полномочия в области государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; полномочия в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, находящихся в собственности города Москвы; осуществляет полномочия в области ограничений (обременений) права собственности, другого вещного права, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемых в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия; полномочия города Москвы и переданные полномочия Российской Федерации в отношении объектов
культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4.2.6 Положения Департамент культурного наследия города Москвы принимает решения о включении (отказе во включении) объекта в Единый реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
В рамках осуществления названных полномочий Департаментом культурного наследия города Москвы издан Приказ N319 от 26 апреля 2019 года, который опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Основанием для выявления названного объекта культурного наследия послужил, в том числе, акт государственной историко-культурной экспертизы от 04 апреля 2019 года (далее - акт экспертизы).
При этом нежилые здания расположенные по адресам: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, 2 " Городская усадьба, сер.XVIII 2 -я пол ХIX вв: Главный дом; Флигель" утверждены в статусе вновь выявленного памятника архитектуры Протоколом заседания архитектурной секции экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП г. Москвы 22 февраля 1995 года (далее по тексту -Протокол от 22 февраля 1995 года), также экспертной комиссией постановлено предоставить на госохрану в составе объектов первой очереди.
В дальнейшем Протоколом заседания секции N1 "Историко-культурная экспертиза объектов заявленных к включению в реестр объектов недвижимого имущества культурного наследия" N1/12 от 16 апреля 2008 года статус выявленного объекта культурного наследия был подтвержден.
На момент принятия Протокола от 22 февраля 1995 года действовал Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", устанавливающий полномочия в том числе Советов Министров автономных республик в пределах прав, предоставленных законом, по обеспечению охраны, использования, выявления, учета, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры, находящихся на территории автономной республики (статья 8), подразделяющий в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения (статья 17), закрепляющий право Советов Министров автономных республик относить недвижимые памятники истории и культуры к категории памятников местного значения (статья 18).
Статьей 16 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" определено, что памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету, который осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры, согласно пункту 13 которого государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Согласно пункту 3 указанного Положения к памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Разделом 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203 (далее - Инструкция), установлен порядок государственного учета памятников истории и культуры.
Так, государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников (пункт 9 Инструкции).
Пункт 12 Инструкции предусматривает, что при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. Список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры.
Проанализировав Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и Инструкцию о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденную приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203, суд приходит к выводу, что ни один из этих документов не предусматривал необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении зданий, объективно имеющих признаки памятника архитектуры. Инструкция предъявляла требования к проведению экспертизы с привлечением специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций, при этом конкретные требования к форме заключения нормативно-правовыми актами установлены не были.
Протокол от 22 февраля 1995 года составлен архитектурной секцией экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП г. Москвы, в состав комиссии входили главный архитектор УГК ОИП, член Всероссийского отд. ИКОМОС, проф. Академии живописи, ваяния и зодч. - Савин А.А, являющийся председателем экспертной комиссии; зав. отделением ГНИМА им. А.В. Щусева, г.а.п. М-4 "Моспроект-2", член высшей градостроительной комиссии Минкультуры РФ и иные специалисты научно-исследовательских и проектных организаций. Учитывая состав экспертной комиссии, Протокол от 22 февраля 1995 года представляет собой, в том числе, и экспертное заключение.
Приказом Председателя Москомнаследия "Об утверждении протоколов Историко-культурного экспертного совета" от 30 октября 2008 N174 утверждено решение заседания секции N1 "Историко-культурная экспертиза объектов заявленных к включению в реестр объектов недвижимого имущества культурного наследия" N1/12 от 16 апреля 2008 года, которым подтвержден статус указанных зданий, как выявленных объектов культурного наследия.
В дело предоставлена копия паспорта от 16 февраля 1978 года согласно которому дом -середина 18в-I половины 19в корпус -1859 по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина д.15 стр.1-2 отнесено к памятником архитектуры.
В силу статей 9, 10 Закона СССР от 29 октября 1976 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (действующего на момент составления паспорта) памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находились, подлежали государственному учету. В целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. При этом было указано, что государственный учет памятников истории и культуры осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
В статье 21 Закона СССР от 29.10.1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" было закреплено, что вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 14 октября 1948 года N3898 (действующим на момент составления паспорта) охрана памятников культуры, а также надзор за их содержанием были возложены на Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских, районных и сельских Советов депутатов трудящихся.
Постановлением Совмина РСФСР от 28 мая 1949 года N 373 была утверждена Инструкция о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР (утратила силу в связи с изданием постановления Совмина РСФСР от 20 апреля 1983 года N 178). Параграфом 7 названной инструкции предусматривалось оформление паспорта на каждый подлежащий охране археологический и исторический памятник в качестве мероприятия по учету здания в качестве такого памятника.
Составление списков археологических и исторических памятников предусматривалось в отношении соответствующих памятников, имеющих общесоюзное или республиканское значение (согласно параграфам 4, 6 Инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 28 мая 1949 года N 373).
Согласно данным паспорта, указанный в них памятник истории и культуры не был отнесен на момент принятия его на учет к какой-либо установленной системе охраны (союзной, республиканской или местной), то есть категория памятника (местного, республиканского или союзного значения) не была определена. В связи с этим достаточными мероприятиями первичного учета выявленного объекта культурного наследия в качестве памятника истории и культуры следует считать составление на него паспорта истории и культуры.
Следует отметить, что именно паспорт 1978 года послужил основанием для утверждения нежилых зданий расположенных по адресам: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, 2 " Городская усадьба, сер.XVIII 2 -я пол ХIX вв: Главный дом; Флигель" в статусе вновь выявленного памятника архитектуры Протоколом от 22 февраля 1995 года принятым архитектурной секцией экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам истории и культуры при УГК ОИП г. Москвы.
Учитывая данные обстоятельства, на момент принятия Федерального закон а от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) памятник являлся выявленным объектом культурного наследия.
В преамбуле Федерального закон а от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Согласно ч.3 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (ч.4 ст. 63 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Порядок включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр установлен статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, а также Положением о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. N 700-ПП (далее -Постановление N 700-ПП).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Департамент обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
В период с 18 марта 2019 г. по 4 апреля 2019 г. экспертом Е.А. Воронцовой в отношении выявленного объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1, 2, проведена государственная историко-культурная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 4 апреля 2019 г. (далее - Акт ГИКЭ от 4 апреля 2019 г.) по результатам проведенной историко-культурной экспертизы выявленный объект культурного наследия "Городская усадьба, сер. XVIII - 2-я пол. XIX вв.: - Главный дом; - Флигель", расположенный по адресам: Москва, ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1, 2, обладает историко-культурной ценностью и подлежит включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр, в том числе: сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее -предмет охраны объекта культурного наследия); сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая графическое описание местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; фотографическое (иное графическое) изображение: для памятника - снимки общего вида, фасадов, предмета охраны данного объекта; для ансамбля - снимки общего вида, передающие планировочную структуру элементов и композиционные особенности ансамбля, снимки общего вида и фасадов памятников, входящих в состав ансамбля, снимки предмета охраны данного ансамбля.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 31 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе, которым установлен порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 18 Положения при проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы.
Заключение экспертизы оформляется в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно п.19 Положения заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются: а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы; б) место проведения экспертизы; в) заказчик экспертизы; г) сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, - для физического лица; полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы, указанных в пунктах 11(1) и 11(2) настоящего Положения, - для юридического лица; д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключение; е) цели и объекты экспертизы; ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются); и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов; к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении
экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения); м) обоснования вывода экспертизы; н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 настоящего Положения; о) перечень приложений к заключению экспертизы; п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.
В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы: об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение): включения объекта культурного наследия в реестр; определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; исключения объекта культурного наследия из реестра; изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия; уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) датах связанных с ним исторических событий) (подп. а) пункта 20 Положения).
Эксперт, проводивший историко-культурную экспертизу, аттестован приказом Министерства культуры РФ от 31 января 2018 г. N 78 как государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы; имеет высшее образование по специальности "архитектор", стаж работы по специальности - 43 года.
Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Городская усадьба, сер. XVIII -2 -ая пол. XIX вв-Главный дом- Флигель" по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, 2 от 04 апреля 2019 года содержит однозначный вывод об обоснованности включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве культурного наследия регионального значения -ансамбля с наименованием ""Городская усадьба, сер. XVIII -2 -ая пол. XIX вв-Главный дом XIX в (восстановлен в 1970-х гг)- Флигель, сер. XVIII нач. XIX вв, 1837, 1848, 1906 гг"". Экспертом было установлено, что здания по адресу: ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1, 2 по своим объемно-планировочным характеристикам, архитектурному облику, конструктивным особенностям и местоположению в структуре исторического домовладения представляют собой характерный образец постройки рубежа XVIII-XIX вв. Главный дом усадьбы заново возведен в 1970-е гг. на прежнем месте в исторических габаритах. Воспроизведенный архитектурно-художественный декор главного дома соответствует первоначальному времени постройки - XVIII-XIX вв. Главный дом усадьбы является частью исторической панорамы улицы Бахрушина, замыкает перспективу 1-го Новокузнецкого переулка, а также является смысловым центром территории усадьбы. Два строения (стр. 1 и стр. 2) образуют единый ансамбль усадьбы.
Акт от 4 апреля 2019 г. размещен Департаментом на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Общественные обсуждения" по адресу: https://www.mos.ru/dkn/documents/discussions/view/660322 1 /; в период с 5 апреля 2019 г. по 25 апреля 2019 г. прошел процедуру общественного обсуждения, что согласуется с требованиями части 4 статьи 32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ и пунктами 29, 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе.
Доводы истца о том, что на официальном сайте Правительства Москвы была опубликована информация об окончании общественного обсуждения 29 апреля 2020 года основанием для признания нарушения порядка проведения государственной историко-культурная экспертизы выявленного объекта культурного наследия не является, поскольку впоследствии информация о дате окончания общественного обсуждения была уточнена. Основания полагать, что период проведения общественных обсуждений с 5 апреля 2019 г. по 25 апреля 2019г. является недостоверным у суда отсутствуют.
Таким образом, государственная историко-культурная экспертиза выявленного объекта культурного наследия проведена в порядке, установленном Положением о государственной историко-культурной экспертизе и соответствует требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Доводы истца об отсутствии электронной подписи эксперта опровергаются предоставленным в судебное заседание протоколом проверки электронной подписи, согласно которому Акт подписан экспертом Воронцовой Е.В. 04 апреля 2019 года.
К предоставленному истцом историко-культурному исследованию Федерального автономного учреждения "РосКапСтрой" суд относится критически, поскольку данное заключение подготовлено Прохоренко Е.А. (юристом по образованию) и Кузьминым В.В, стаж работы которого в качестве архитектора не подтвержден, тогда как Воронцова Е.В. имеет по специальности "архитектор", стаж работы - 43 года. Кроме того, выводы специалистов Федерального автономного учреждения "РосКапСтрой" о том, что на сегодняшний момент сохранилась только объемно пространственная композиция здания и объект может быть признан градоформирующим, с учетом Проекта зон охраны г. Москвы, а главное здание восстановленное в 1970 году по своей сути является новым построенным зданием опровергаются как выводами эксперта Воронцовой Е.В, так и выводами специалиста АНО "Судебный эксперт" Маркиной И.А, указавшей на определенную обоснованность и целесообразность постановки на государственную охрану объекта "Городская усадьба, сер. XVIII -2 -ая пол. XIX вв-Главный дом- Флигель". Что касается выводов Маркиной И.А. о неполноте государственной историко-культурной экспертизы и необходимости проведения дополнительных исследований, то данные доводы основанием для проведения повторной экспертизы являться не могут, поскольку однозначных выводов и доказательств, опровергающих выводы эксперта Воронцовой Е.В. относительно того, что Главный дом усадьбы является частью исторической панорамы улицы Бахрушина, замыкает перспективу 1-го Новокузнецкого переулка, а также является смысловым центром территории усадьбы; два строения (стр. 1 и стр. 2) образуют единый ансамбль усадьбы, в рецензии Маркиной И.А. не содержится. При таких данных суд не усматривает оснований для проведения по делу историко-культурной экспертизы.
На основании части 2 статьи 32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия органом охраны объектов культурного наследия решения в том числе о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр.
Учитывая изложенные обстоятельства выявленный объект культурного наследия - "Городская усадьба, сер.XVIII 2 -я пол ХIX вв: Главный дом; Флигель" обоснованно включен Приказом Департамента культурного наследия города Москвы N319 от 26 апреля 2019 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Довод административного истца о незаконности принятия Департаментом решения о согласии с выводами эксперта и издании Приказа N 319, так как здание по адресу: ул. Бахрушина, д. 15, стр. 1 воссоздано и объектом культурного наследия не является, судом отклоняется, поскольку согласно части 12 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц).
Поскольку Главный дом усадьбы был заново возведен в 1970 годы на прежнем месте в исторических габаритах и является смысловым центром территории усадьбы, то данный дом в силу части 12 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ правомерно включен в реестр выявленных объектов культурного наследия в 2019 году.
Ссылку истца на ч.3 ст. 42 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" предусматривающую, что воссозданные недвижимые объекты на месте утраченных недвижимых памятников истории и культуры могут быть могут быть признаны недвижимыми памятниками истории и культуры не ранее чем через 50 лет после их создания или связанных с ними исторических событий, суд признает несостоятельной поскольку воссоздание недвижимого объекта в порядке установленном данным законом не производилось, данный объект признан выявленным объектом культурного наследия до принятия указанного закона.
Доводы истца о нарушении сроков установленных п.8 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ правового значения не имеют, поскольку нарушение сроков не является основанием к отказу во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр, установленным частью 11 ст. 18 вышеуказанного закона.
Основания для прекращения производства по делу по заявлению ГБОУ ДО Центр детского творчества "Москворечье" Ракитиной М.П. суд не усматривает, поскольку меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия распространяются на всех лиц во владении которых находится данный объект.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
В признании недействующим с 26.04.2019 приказа Москомнаследия от 26.04.2019 N319 " О включении выявленного объекта культурного наследия "Городская усадьба, сер.XVIII 2 -я пол ХIX вв: Главный дом; Флигель" расположенного по адресам: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) об утверждении границ его территории и предмета охраны" в части включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) "Главный дом, XIX в (восстановлен в 1970-х гг)" (памятник), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина д. 15 стр.1, исключив сведения об объекте из всех приложений к приказу-отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.