Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при помощнике Футерко И.А., с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4838/2020 по административному исковому заявлению наименование организации о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", У С Т А Н О В И Л:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, утверждён Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 года, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 года (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В Перечень на 2020 год под пунктом 1743 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0005017:3219, расположенное по адресу: адрес, под пунктом 8817 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0006005:2816, расположенное по адресу: адрес.
наименование организации (ФГУП РСВО) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 1743, 8817 Перечня на 2020 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что нежилые помещения, включённые в Перечень на 2020 год, принадлежат ФГУП РСВО на праве хозяйственного ведения. Указанные помещения не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых помещений в Перечень противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, фио в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) фио требования административного истца не признала, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетелей фио, фио, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Клевцовой Е.А, полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление, в оспариваемой редакции, подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФГУП РСВО на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0005017:3219, расположенное по адресу: адрес и нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0006005:2816, расположенное по адресу: адрес.
Согласно объяснениям представителя административного ответчика и письменным материалам дела спорные нежилые помещения включены в оспариваемый Перечень по критерию вида их фактического использования на основании актов обследования от 22 апреля 2019 года N 9073184/ОФИ, от 31 июля 2019 года N 9017960/ОФИ.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок определения вида фактического использования).
В силу пункта 1.2 названного Порядка определения вида фактического использования и пункта 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, уполномоченным органом города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).
Пунктами 3.4- 3.5 Порядка определения вида фактического использования, предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъёмка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъёмка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0005017:3219 и 77:07:0006005:2816 Госинспекцией по недвижимости проведены мероприятия по определению вида фактического использования, по результатам которых составлены акты от 31 июля 2019 года N 9017960/ОФИ и от 22 апреля 2019 года N 9073184/ОФИ, соответственно.
Из указанных актов следует, что сотрудники Госинспекиции по недвижимости пришли к выводу, что 100% общей площади спорных помещений фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Однако, в указанных актах обследования нежилых помещений, на основании которых помещения включены в Перечень на 2020 год, в нарушение требований пункта 3.4-3.5 Порядка определения вида фактического использования, не указано выявленных признаков размещения в помещениях офисов, в связи с чем их содержание не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20% общей площади помещений для целей налогообложения. Включенная в указанные акты фототаблица, также не позволяет достоверно установить фактическое использование помещений, поскольку в ней отображены иные, не принадлежащие административному истцу, объекты капитального строительства. Данное обстоятельство подтверждается, приложенными к актам поэтажными планами и экспликациями к ним, в частности следует, что часть помещений входящих в спорные объекты размещены в антресоли, подвале и мансарде, что не отражено в актах. Из акта обследования от 22 апреля 2019 года N 9073184/ОФИ усматривается, что к нему приложены фотографии нежилого помещения, находящегося на первом этаже здания и в котором расположен наименование организации. При этом из представленных административным истцом фотографий, усматривается, что указанный банк расположен в помещении, расположенном рядом с помещением, принадлежащем ФГУП РСВО (л.д. 232-234). В акте обследования от 31 июля 2019 года N 9017960/ОФИ отсутствуют фотографии с привязкой к местности, в связи с чем не представляется возможным установить какое именно нежилое помещение отражено в фототаблице.
В материалы дела представлен акт от 29 апреля 2020 года N 9019114/ОФИ обследования нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005017:3219 и акт от 1 июня 2020 года N 9074115/ОФИ обследования нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0006005:2816, согласно которым 100% площади спорных нежилых помещений не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Допрошенные в настоящем судебном заседании в качестве свидетелей инспектора Госинспекции по недвижимости фио (принимал участие в составлении акта от 29 апреля 2020 года N 9019114/ОФИ обследования нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0005017:3219), фио (принимал участие в составлении акта от 1 июня 2020 года N 9074115/ОФИ обследования нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0006005:2816), подтвердили выводы, изложенные в подписанных ими актах обследования. Свидетель фио в частности пояснил, что отображенные на фотографиях акта обследования от 22 апреля 2019 года N 9073184/ОФИ помещения, не соответствует нежилому помещению, которое он обследовал согласно акту от 1 июня 2020 года N 9074115/ОФИ.
Суд доверяет показаниям указанных свидетелей, поскольку они логичны, последовательны, согласуются между собой, другими доказательствами, собранными по делу, и никем не опровергнуты.
Таким образом, акты обследования от 22 апреля 2019 года N 9073184/ОФИ и от 31 июля 2019 года N 9017960/ОФИ объективно не подтверждают фактическое использование спорных нежилых помещений для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса и статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Согласно пояснениям административного истца и представленным в материалы дела документам спорные нежилые помещения ФГУП РСВО используются для размещения оборудования звуковых трансформаторных подстанций и входят в состав радиотрансляционной сети, которая охватывает территорию города Москвы и является основной региональной автоматизированной системы централизованного оповещения.
Данные обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты и косвенно подтверждаются актами о фактическом использовании спорных помещений от 29 апреля 2020 года N 9019114/ОФИ и от 1 июня 2020 года N 9074115/ОФИ.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечень спорных объектов по их фактическому использованию является правомерным при наличии акта обследования фактического использования объектов недвижимости, проведённого в отношении нежилых помещений до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования, при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие комнаты используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания и что их общая площадь превышает 20 процентов общей площади нежилых помещений.
Иные доказательства фактического использования объектов недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
В силу требований части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами, следовательно, никакие иные доказательства, кроме акта обследования здания, составленного в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, не являются допустимыми доказательствами соответствия оспариваемой нормы налоговому законодательству.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Соответственно, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемый Перечень, признакам, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", законности включения объектов недвижимости в спорный Перечень.
Однако Правительством Москвы, исходя из всего вышеизложенного, таких доказательств, подтверждающих обоснованность включения спорных нежилых помещений в Перечень, не представлено.
Таким образом, включение спорных нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 1743 и 8817 Перечня на 2020 год подлежат признанию не действующими с 1 января 2020 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ФГУП РСВО подлежит взысканию 4 500 рублей, в счёт возмещения понесённых административным истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2020 года пункты 1743, 8817 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу наименование организации в счёт возврата государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.