Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Гриценко В.Г.
с участием прокурора Никитиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОФТ" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов 3932 и 3955 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП), УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 3932 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в Перечень на 2019 год включено здание с кадастровым номером *, пунктом 3955 - здание с кадастровым номером *
ООО "ЛОФТ" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2019 год пунктов 3932 и 3955, то есть в части включения в Перечни вышеуказанных зданий, в обоснование указав, что спорные здания принадлежат на праве собственности ООО "Лофт", в связи с чем административный истец вынужден уплачивать налог на имущество в отношении принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в повышенном размере, исходя из их кадастровой стоимости.
Между тем здания, включенные в перечень, не используются для размещения в них административно-деловых центров и торговых центров, фактически используются в качестве гаражей; вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, также предусматривает эксплуатацию зданий гаражного назначения, в связи с чем отсутствовали основания для их включения в соответствующий Перечень, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Представитель административного истца по доверенности Юдин А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы по доверенности Снегирева А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав на то, что здания были включены в Перечень на 2019 год на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", исходя из их расположения одновременно на нескольких земельных участках, вид разрешенного использования которых предполагает размещение на них объектов бытового обслуживания.
Исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Никитиной А.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежат на праве собственности здание с кадастровым номером * по адресу: * и здание с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Как было указано выше, названные здания постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП в оспариваемой редакции включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В такой ситуации и с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении принадлежащих им зданий, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "Лофт" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "торговый центр (комплекс)", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции на период действия оспариваемых Перечней) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1.1. Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что т акое условие как предназначение здания (строения, сооружения) для использования в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания на территории г. Москвы как субъекта Российской Федерации основанием для признания объекта недвижимого имущества объектом налогообложения, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, не является.
На территории г. Москвы н алоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (при этом площадь здания правового значения для включения его в Перечень не имеет);
- здание (строение, сооружение) фактически используется в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Проверяя оспариваемые пункты Перечня на 2019 год на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здания включены в оспариваемый Перечень на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", то есть исходя из вида разрешённого использования земельных участков, на которых расположены спорные здания.
При этом административным ответчиком указано, что здание с кадастровым номером * расположено одновременно на четырех земельных участках с кадастровыми номерами *, * при этом участок с кадастровым номером * имеет вид разрешенного использования "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)", один из видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами * - "объекты размещения автомоек (1.2.5)". В отношении здания с кадастровым номером * также указано, что оно расположено одновременно на четырех земельных участках с кадастровыми номерами * при этом участок с кадастровым номером * имеет вид разрешенного использования "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)", один из видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами * - "объекты размещения автомоек (1.2.5)".
Оспаривая факт размещения зданий одновременно на нескольких земельных участках, ООО "Лофт" ссылалось на то, что здание с кадастровым номером * фактически расположено на земельном участке с кадастровым номером * и со смежными земельными участками не пересекается, здание с кадастровым номером *фактически расположено на земельном участке с кадастровым номером * и со смежными земельными участками не пересекается.
Из представленных в материалы дела копий договоров аренды М-01-049097 от 07 июня 2016 года и М-01-049930 от 11 ноября 2016 года следует, что для эксплуатации здания по адресу: * на основании договора аренды был предоставлен только земельный участок с кадастровым номером * - для целей эксплуатации здания гаражного назначения, для эксплуатации здания по адресу: * на основании договора аренды был предоставлен только земельный участок с кадастровым номером * - для целей эксплуатации здания гаражного назначения.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков * и * вид их разрешенного использования - "для размещения гаражей (п. 1.2.3)".
Согласно ответу ФГБУ ФКП Росреестра по Москве от 18.11.2020 года на запрос суда здание с кадастровым номером *расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером * площадью 305 (+/-6) кв.м, здание с кадастровым номером * расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером *площадью 70 (+/-3) кв.м. По состоянию на 01 января 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером * был установлен вид разрешенного использования по документу - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3), в отношении земельного участка с кадастровым номером * был установлен вид разрешенного использования по документу - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3).
Кроме того, факт расположения здания с кадастровым номером * по адресу:*в пределах земельного участка с кадастровым номером * установлен вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 22 мая 2018 года, которым признано недействующим соответственно с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакциях постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП и постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 3169 и 3308 - здания с кадастровым номером *.
В такой ситуации суд приходит к выводу о необоснованности позиции административного ответчика об одновременном расположении спорных зданий на нескольких земельных участках.
Оценивая доводы Правительства Москвы о том, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены принадлежащие ООО "Лофт" здания, предполагает размещение на них объектов бытового обслуживания, суд учитывает, что вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков с кадастровыми номерами * их разрешенное использование установлено как "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3)". Такой вид разрешенного использования земельных участков не совпадает с критериями, закрепленными в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для включения расположенных на участках зданий с кадастровыми номерами *в Перечень на 2019 год не имелось.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что здание по адресу: * согласно выпискам из ЕГРЮЛ указано в качестве места нахождения организаций ООО "Инвест-Финанс", ООО "ИК Шторм", Ночной клуб И Z И, здание по адресу: * согласно выпискам из ЕГРЮЛ указано в качестве места нахождения организаций Кальян-бар, ООО "Фиджи", поскольку сам по себе факт регистрации каких-либо юридических лиц в спорных зданиях не свидетельствует о наличии обстоятельств, позволяющих отнести объекты недвижимости к объектам налогообложения по признакам, закрепленным в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОФТ" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части пунктов 3932 и 3955 приложения 1 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП).
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим в части, суд исходит из того, что пункты 3932 и 3955 включены в Перечень на 2019 год постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года, в связи с чем указанные пункты подлежат признанию недействующими с 1 января 2019 года.
По правилам статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Москвы в пользу ООО "Лофт" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пунктов 3932 и 3955.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "ЛОФТ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.