Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" по доверенности Каплан Е.С. на постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 23 июля 2020 года, которым
ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
26 мая 2020 года главным инспектором ОАТИ составлен протокол об административном правонарушении N 20-52-М03-00659/01 по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ЯНДЕКС.ЕДА".
Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд защитник ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" по доверенности Каплан Е.С. просил судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что нарушение выявлено не в помещении, используемым Обществом, а на прилегающей к помещению территории (вне помещения) что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, поскольку организована работа пункта выдачи заказов с учетом ограничений, установлен специальный режим, проведены соответствующие мероприятия с работниками.
В судебное заседание защитник ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" по доверенности Каплан Е.С. явилась, доводы жалобы поддержала.
Изучив материалы дела, заслушав явившегося защитника, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основанием привлечения ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ послужил протокол об административном правонарушении, рапорт главного инспектора ОАТИ о том, что * года в * часов * минут по адресу: *, в ходе обследования территории выявлено, что на прилегающей территории к общепиту ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" не обеспечено соблюдение работниками и посетителями указанного объекта социального дистанцирования в период режима повышенной готовности, чем нарушило требования п.12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Однако с указанными выводами согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действительно в соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 3, подп. "в", "г" п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года N 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 года N 178-ПГ) "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" и др.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению по делу об административном правонарушении ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" вменяют, что Обществом не обеспечено соблюдение посетителями социального дистанцирования.
Вместе с тем, из фотоматериала, являющегося приложением к протоколу осмотра (л.д.09-10) следует, что перед лестницей в помещение ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" имеется специальная разметка, требующая соблюдать дистанцию от других граждан не менее 1, 5 м, каких-либо людей осуществляющих проход в помещение общества не зафиксировано.
При этом отмечаю, что граждане не находятся в непосредственной близости к помещению ООО "ЯНДЕКС.ЕДА", а расположены на лестнице, что не позволяет установить их скопление и нарушение дистанции именно в ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" (л.д.10).
При этом, каких-либо доказательств того, что зафиксированные на фотоматериале граждане имеют отношение именно к ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" не представлено.
Сам по себе факт нахождение граждан перед закрытой дверью в помещение об обратном не свидетельствует.
Указанный факт с безусловностью не подтверждает наличие у ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку возложенная на Общество обязанность соблюдения социального дистанцирования в период режима повышенной готовности, не снимают аналогичную обязанность, соблюдение социального дистанцирования, для граждан.
Кроме того, сведений о том, что ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" является, как указано в протоколе, предприятием общественного питания, и которое осуществляет приготовление блюд для неограниченного круга граждан и его продажу, материалы дела не содержат, а защитником общества отрицались.
Таким образом, нарушение условий социального дистанцирования граждан, предусмотренные пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-М "О введении режима повышенной готовности" в данном случае ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" не подтверждены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в отсутствие вины Общества в совершении вменяемого правонарушения оно не могло быть привлечено к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах жалоба подлежит удовлетворению, а постановление по делу об административном правонарушении и решение, принятое по жалобе на постановлении - отмене с прекращением производства по делу по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" по доверенности Каплан Е.С. удовлетворить.
Постановление судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 23 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ЯНДЕКС.ЕДА" прекратить по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения
Судья
Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.